Посреди бескрайних льдов пилоты видят дымы. Так передовой командой экспедиции, уже работающей на льдине, обозначена точка десантирования. Самолёт снижается, грузовая кабина разгерметизируется… всё готово к десантированию
Это не рассказ о спортивных турах в Индонезии. Потому что «Барнео» – это не опечатка, и кавычки стоят не зря. «Барнео» – это не Юг, а Север; и располагается не Тихом океане, а в Северном ледовитом; и не посреди воды, а посреди льдины…
Нашему корреспонденту удалось слетать к Северному полюсу в рамках «воздушно-десантной операции» по подготовке дрейфующей ледовой базы «Барнео-1012».
Опять я пропустил профильный праздник – День Воздушного форта России. А перед этим пропустил ещё один – День ВВС. К сожалению, это со мной бывает довольно часто. Кажется, чаще, чем не пропускать
Сегодня мне приходится с опозданием поздравить вас с обоими праздниками. А в компенсацию за опоздание я познакомлю вас с не очень тривиальным, на мой взгляд, материалом.
Не помню, рассказывал ли уже здесь про Сергея Александрова; на бване точно рассказывал. Но его кадры вы уже здесь наверняка видели (например).
Он появился в журнале сам, пришёл с предложением какого-то фоторепортажа об авиации. Молодой человек, увлечение которого – фотографировать самолёты. Большой энтузиаст – куда только он не успел уже попасть: на заводы и учения, на парады и…
И вот ещё куда: на Северный полюс.
Весной прошлого года он туда слетал, и мы с ним сделали статью для журнала. Диапазон «мы с ним» у нас разный: от чисто моего текста почти без его исходных данных до его текста под моей средней напряжённости редакцией. Данный случай ближе к последнему варианту. Так что примите во внимание: автор – Сергей Александров.
Эта статья была построена «под 3-ю обложку»: внутри журнала – большего или меньшего размера текст со скромным иллюстрированием и отсылкой к 3-й странице обложки. А там – фотографии с приличными подписями.
Не вижу смысла переделывать. Надеюсь, вам понравится. Мне точно приятно: как-никак, про полюс из первых рук…
Начали.
***
Здесь любой ветер – южный, любое направление – на юг. Все меридианы у Вас под ногами, все материки, острова, моря и океаны расположены южнее.
Это самая вершина планеты, это – Северный Полюс…
«Барнео» – дрейфующая ледовая база в Арктике, которая ежегодно создаётся под эгидой Русского географического общества экспедиционным центром «Полюс» Ассоциации полярников России.
Почему такое странное название – «Барнео»?
Есть разные мнения. Кто-то говорит, что это была комбинация шутки и ошибки. Один лётчик иронически назвал арктический аэродром именем тропического острова, а точного написания не знал. А Юрий Константинович Бурлаков, вице-президент Российской ассоциации полярников, стоявший у истоков создания базы, рассказывает, что «Барнео» – это позывной, придуманный специально: сочетание гласных букв в этом слове хорошо различимо в зашумленном помехами эфире высоких широт. И даже называет имя радиста, придумавшего позывной – Лёша Смирнов…
Ледовая база «Барнео» располагается на расстоянии 100–150 км от Северного полюса. Вот уже 12 лет, начиная с 2000 г., (статья написана в прошлом году – В.М.) она начинает свою работу в апреле. Апрель в Арктике – наиболее благоприятный месяц для создания ледового лагеря: полярный день уже наступил, но солнце ещё не растопило лёд, нет сильного ветра, температура, как правило, не опускается ниже –30º.
Пройдёт месяц-полтора, в Арктику придёт лето, начнут таять льды, и лагерь «Барнео» придется закрыть до следующего года…
На «Барнео» ежегодно работают около 30 человек исследователей и обслуживающего персонала: начальник лагеря, врач, переводчик, повар, инженеры и технический состав экспедиции. Учёные Института океанологии РАН и Арктического и Антарктического института Росгидромета проводят на базе исследования физических характеристик верхних слоёв воды, характеристик льда, оптических свойств торосов. Кроме того, их интересует концентрация, распределение и видовой состав живых организмов льда и верхней водной толщи, озоновый слой атмосферы.
«Барнео» выполняет также туристические функции. Туры сюда предлагаются к свободной продаже; лагерь ежегодно принимает порядка 250 туристов из разных стран.
***
В марте 2012 г. самолёту Ил-76МД военно-транспортной авиации ВВС России предстояло выполнить три рейса к Северному полюсу. При всей опытности экипажа, эти полёты не были для него простыми: северные широты – это безориентирная местность, отсутствие видимого горизонта, сложная метеорологическая и ледовая обстановка. Выброска груза производилась динамическим способом – без вытяжных парашютов: на высоте 300 метров за 5 секунд до выброски экипаж создаёт большой угол тангажа, и груз под собственной тяжестью скатывается из грузовой кабины. Далее – раскрытие парашютов и приземление.
Порядок создания станции следующий.
Сначала передовая команда ищет подходящую льдину, которая должна выдержать десантирование тяжёлых платформ, а в дальнейшем – постройку ледовой ВПП, позволяющей принимать самолёты типа Ан-74.
Затем начинаются рейсы Ил-76. В этом году первый из них был выполнен 21 марта, сброшено восемь платформ с топливом (48 бочек) и парашютная группа в составе шести человек. Всего же надо было доставить 50 т грузов: два трактора ДТ-75, 380 бочек с топливом для них, а также для вертолётов, которые добираются до «Барнео» своим ходом, и множество всяких других необходимых предметов.
Второй рейс состоялся 25 марта, были десантированы тракторы, следующая партия топлива и очередная парашютная группа. Наконец, 29 марта операция была завершена сбросом остававшегося ещё топлива и запчастей для тракторов.
1 апреля дрейфующая ледовая база «Барнео» начала работать в штатном режиме.
А теперь пошла 3-я обложка. У неё, кстати, должно быть отдельное назвыание и вступительный текст, совсем небольшой.
***
С парашютом на «Барнео»
В марте 2012 г. самолётом Ил-76 военно-транспортной авиации ВВС России (командир воздушного судна – Геннадий Гребенщиков) успешно выполнена операция по доставке участников арктической экспедиции, техники и имущества на ледовую станцию «Барнео-2012».
(Дальше – фото и подписи. Количество их больше, чем поместилось в журнале).
Груз одного рейса. На двух ближайших платформах – тракторы; отыскать признаки их присутствия не так уж просто. Кстати, уже несколько лет штатный тракторист попадает на льдину, совершая парашютный прыжок в тандеме с опытным инструктором. Третья платформа – «баррели» с топливом.
Работа штурманов особенно ответственна при полётах в высоких широтах, именно им предстоит вывести самолёт точно к точке десантирования
Дмитрий Глаголев, заместитель директора Центрального авиационного поисково-спасательного центра Росавиации, руководитель парашютно-десантной группы экспедиции «Барнео-2012», наглядно демонстрирует надёжность тандемных парашютных систем
Высота 300 м. Рампа открыта, ледяной воздух врывается в кабину. Пилоты создают большой угол тангажа, и платформы с грузом выкатываются за борт
(Дальше – серия фото, подпись лучше поставить здесь):
Груз успешно десантирован, самолёт набирает высоту 2500 м для выброски парашютистов. Рампа вновь открывается, и люди один за другим шагают в ледяную бездну
(Ну, и завершаем):
После очередного полёта к полюсу – короткая передышка… и подготовка к новому рейсу
***
Всё.
Ещё раз – с прошедшими авиационными праздниками. И – ждём следующего. Я, конечно, имею в виду МАКС-2013.
Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права,
сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]