И. К. Айвазовский. Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года
Вы знаете, как я отношусь к флоту. Во всяком случае, те, кто давно меня читает, те знают, что я флот не люблю, а очень люблю. И наш, отечественный, конечно, тоже. И потому, что ценю историю своей страны, и потому, что немало было создано передовых для своего времени кораблей, и потому, что временами мы были в первых рядах морских держав, и это вызывает чувство гордости.
Но я не готов бить себя в грудь и вещать, что наш флот овеян только победами и всегда бил супостата!
Мало вы знаете о Первой эскадре Флота Тихого океана! Небось, только и знаете, что про крейсер «Варяг» с каким-то корейцем – капитан у него, что ли, был кореец? Ну, и ещё Цусима, где нас победили японцы под командованием тогО. Кого-то тогО. Так и то неправильно, потому что Цусима – это Вторая эскадра. Точнее, Вторая и Третья вместе.
Вот. Пошутил. Почему? Потому что, граждане, свершилось. Вышла книга, одним из авторов которой являюсь я. То есть – первая моя книга. Дай бог не последняя. Хотя, в моём возрасте…
Правда, с авторством кривовато вышло… сейчас расскажу.
Внимание! Этот пост – парный! Эта статья теряет половину смысла, если не прочитать предыдущую. Потому что моим желанием было не только дать вам интересную и совсем не тривиальную информацию, которая имеется в этой статье. Информация, скажу я вам, интереснейшая! Но я хотел ещё и показать вам другой взгляд на ту же тему. Взгляд поверхностный и предвзятый. Я хотел показать этим СПАРЕННЫМ постом, что далеко не всегда следует верить автору, даже если он пишет звонко и уверенно.
Эта публикация своеобразна. Сразу говорю, она парная (в смысле, двойная), ,и читать надо ОБЯЗАТЕЛЬНО обе статьи сразу – благо, они невеликие, и ОБЯЗАТЕЛЬНО В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ – сначала эту, потом следующую. Потому что этот парный пост, помимо обычной информационной, имеет и другую цель – скажем так, полемическую. С некоторой натяжкой можно сказать, что даже немного нравственную. И немного даже поучительную. Я сделал так, чтобы показать читателю, насколько ошибочно верить разным лихачам, легко и лихо громящим то, в чём они не разбираются.
Время от времени появляются сообщения о будущем нашем эсминце. Мы ж сейчас строим всё больше корветы да малые артиллерийские корабли (подлодки – не в счёт). И на фоне этого нечасто, но регулярно появляются сообщения о гордых планах на близкое будущее: будем строить авианосцы; будем строить свои «Мистрали»; будем строить эсминец – корабль океанской зоны… Да какой! Атомный! Водоизмещением 18 тыс. тонн!
Всё хорошо, но – на кой чёрт называть такого монстра эсминцем?! Вы знаете, что такое 18 тыс. тонн?
В моих записках о МАКС-2015 самолёты закончились ещё в позапрошлой серии. Дальше я фотографировал совсем уж спорадически, под влиянием непонятно почему возникавшего импульса. Впрочем, иногда причина была более или менее объяснима. Но не в этом случае – я имею в виду вот это фото. Ну, противокорабельный комплекс «Бал» – ну и что? Я бы сказал, с технической точки зрения одна из наименее интересных наших ПКР – очень похожа и по виду, и по свойствам на американский «Гарпун».
Но вы знаете мою скаредность: сфотографировал – надо применить. Если сказать нечего, давай, вводи ассоциативный механизм…
Генералы всегда готовятся к прошлой войне. Знаменитый афоризм, да? Конечно, как любой афоризм, не отличается абсолютной точностью; например, операции крупных танковых соединений отрабатывались у нас в 1930-е годы, и Вторая мировая показала, что это-таки было правильно.
Но, конечно, ошибок в такого рода предвидениях тоже хватает. И тех, кто такие ошибки видит – или думает, что видит, – тех тоже хватает. Одна из таких тем – значение авианосцев. Действительно ли они являются мощным оружием современной «настоящей» войны, или это заблуждение?
В первой части статьи обсуждалось в основном о то, что делается, то есть собственно корабли. А в окончании речь пойдёт о том, где и как это делать. Напоминаю, автор статьи – Константин Богданов, к.т.н., обозреватель агентства «РИА Новости»
Фрегат проекта 11356 «Адмирал Макаров». ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Калининград, август 2013
Фото: militaryphotos.net
После распада СССР российский флот утратил значительную часть надводного корабельного состава из-за недостаточного финансирования эксплуатационных расходов и ремонтно-модернизационных работ. Длительная пауза в закупках новых боевых единиц позволила частично определиться в приоритетах строительства флота в новых политико-экономических условиях, однако заострила вопрос о сроках получения ВМФ новых кораблей.
Северный флот – самый молодой, самый важный и самый сильный флот России.
Самый сильный – потому что в его составе (списочном) числятся единственный в стране авианосец и 10 стратегических ракетных атомных подлодок, в том числе та, что на фото – «Тула» проекта 667БДРМ. А также четыре ракетных крейсера, из которых три – атомные. А также 14 атомных торпедных лодок, четыре атомных подлодки с крылатыми ракетами и ещё восемь кораблей класса «эсминец».
Сравним со следующий по силе нашим флотом – Тихоокеанским.
Строительные работы на «Куин Элизабет», 20 февраля 2014 года. Фото: QEClassCarriers / Flickr
Через месяц с небольшим, 4 июля, на верфи в Розайте, Шотландия, состоится «крещение» нового корабля британского Королевского флота. Авианосец «Куин Элизабет» официально получит своё имя в честь знаменитой дочери Генриха VIII, основательницы британской морской мощи. Новый корабль, головной в своем типе, будет самым крупным в истории британского флота, но его роль в боевом составе пока не ясна.
5 августа 1827 года Николай I принял решение организовать Таможенную пограничную службу «на твёрдых воинских началах». Контрабанда в те годы наносила многомиллионные (в тех ценах ) убытки казне Империи. Организация службы – она называлась Таможенной пограничной стражей – привела к тому, что в 1855 году таможенные сборы фактически удвоились по сравнению с 1827-м.
Однако, если на суше всё стало более или менее прилично, на морях продолжал твориться беспредел. В частности, на Балтийском: в 1860-х годах масштабы контрабанды из Восточной Пруссии и Швеции стали просто катастрофическими.
И в 1868 году Александр II повелел организовать Балтийскую таможенную крейсерскую флотилию. Вот эту малоизвестную тему я хочу вам приоткрыть в День пограничника.
Надо было это сделать вчера, но я, видите, и сегодня только ближе к ночи добрался.
Днём рождения Балтийского флота считается 7 (18) мая 1703 года. Ибо в этот день произошла первая русская морская победа. Точнее говоря, первая победа Петра I на море, над морскими судами противника.
Что и отображено на гравюре. А что на ней отображено?
В 1996 году было принято решение считать 13 мая 1783 года днём рождения Черноморского флота России. В этот день в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей, которые привёл из Керчи контр-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв, командующий Азовской флотилией и портами. Потом туда подошли ещё 17 судов Днепровской флотилии, и так начался Черноморский флот. А Клокачёв стал его первым, как тогда говорили, главным командиром.
А города Севастополя тогда ещё не было. Он появился чуть-чуть позже – или намного раньше, смотря от чего считать.
Десантный вертолётоносец «Булварк», Британия. Переоборудован из авианосца в конце 1950-х. Теперь это имя носит другой корабль, тоже десантный. Посмотрите на вертолеты, это «Уирлуинды». Одна из знаменитых машин своего времени...
Здесь не будет ничего про «Мистраль». Ни про то, что это такое, ни про «хорош – нехорош», ни про «нужен – не нужен». Здесь будет просто центральный разворот к статье про концепцию боевого корабля будущего, опубликованной в «Технике – молодёжи» летом 2010 года.
Те, кто прочитал эту статью, знают, что автор, так сказать, цепляется к «Мистралю» (кто не прочитал – прочтите; при всей спорности некоторых положений она интересна). Ну, и вообще тогда было много шума по поводу покупки этих пароходов. И я спровоцировался на изготовления такой схемы: как родился тип командно-десантного корабля, каким является «Мистраль»; захотел нарисовать схему эволюции техники десантного флота.
Вот такой корабль будущего, созданный молодыми дизайнерами… бытовых приборов, часов и всего такого прочего. И ведь не для души – для конкурса «Строим флот сильной страны», устроенного, опять же, не Дворцом пионеров, а Объединённой судостроительной корпорацией. Может, я неправ, но лично моё отношение к этому мероприятию, скажем мягко, выражено скептическое. Я на старом блоге уделил этому немного внимания; если кому интересно, в конце статьи дам ссылку.
Эта статья из «Техники – молодёжи», №№6, 7 за 2010 год, о новых подходах к созданию того, что долгое время называлось «надводными кораблями основных классов». Эта часть – последняя, а вот первые три: 1, 2, 3. Будет ещё разворот, но он, хотя и сделан для этой статьи, но имеет к ней, по сути, довольно «боковое» отношение.
В этой части, заключительной, как тому и следует быть, после долгих предварительных рассуждений мы подошли финальному вопросу: каким же он получается, перспективный боевой надводный корабль (БНК) «основных классов»?
Вот что было у нас – противоречивый БДК пр.1174. С одной стороны, он доказал, что советские инженеры могут решать неразрешимые проектно-конструкторские задачи, с другой – что чудес не бывает, и втиснуть ВСЁ в ограниченное размерами стапеля водоизмещение невозможно.
Длина – 157 м, ширина – 28,3 м, осадка – 6 м, водоизмещение – 14000 т, док-камера – 75 × 12 м, танковый трюм – 54 × 12 м, вертолётов – 4, танков – до 50, десантных катеров – 6, катеров на воздушной подушке – 3, экипаж – 250 чел., десант – 500 чел., автономность – 15–30 сут., скорость – 21 уз., дальность – 7200 миль.
Не хочу ничего писать здесь специального. Только что выложил первую часть, сейчас просто буду поспешать выложить вторую. Только напомню: – статья эта из «Техники – молодёжи»; – в оригинале называлась «Такой, а не этот!» – автор – Сергей Соболь; – первая часть закончилась вопросом: а что это теперь такое – корабли основных классов?
Времена линкоров прошли давно. Можно сказать, что прошли и времена других кораблей с классическими названиями торпедно-артиллерийской эпохи: крейсер, эсминец, сторожевой корабль… Современные единицы флота, носящие такие названия (ну, не сторожевой корабль, так фрегат и корвет) уже не отличаются столь качественно. Количественно – да: по водоизмещению, количеству оружия, дальности плавания, иногда – по мореходности. Но номенклатура оружия примерно одинаковая – я говорю не о типах оружия, а о его классах; и даже по скорости эти разнокалиберные корабли в значительной степени сблизились.
Зато появились новые идеи, которые могут уводящие облик и функционал боевого корабля от классики ХХ века ещё дальше.
Автор этой статьи – Борис Соломонов. Я люблю с ним общаться, он хорошо эрудирован по военно-морской части, правда, преимущественно в истории, в сегодняшнем дне поменее. Как, собственно, и я. Довольно долго Борис работал в Издательском доме «Техника – молодёжи», выпускал журнал «Флотомастер». На мой вкус, отличный был журнал, жаль, что прикрылся. Оптимизация затрат, блин…
Наш главный редактор, воодушевившись «Замволтом», захотел не только огромную статью с центральным разворотом, но и ещё что-нибудь философское, с птичьего полёта.
И Борис сделал статью на две полосы. Вот она. Опять напоминаю: время написания – начало 2010 года.