Какая дата! Действительно, какая-то полузабытая у нас война. Оно, конечно, неудивительно: и не победили никого, и революция всё затмила – она же в течение 70 лет у нас главным событием была, какая уж тут Империалистическая…
А когда стали, так сказать, возвращаться к объективной истории, так оказалось, что она, история, в общем-то никому не нужна. Не объективная, а вообще – история. Конечно, я не говорю о тех, кто регулярно читает мой блог. Сюда ходят люди серьёзные. Но в целом уровень исторических знаний, хуже того – интереса к истории у новых поколений снизился изрядно. Да что я вам говорю, а то вы сами не знаете.
Я тут за заботами об «Ангаре» по поводу Первой мировой войны ничего не подготовил. Но мимо пройти нельзя. Решил коротенько поднять вот какую тему.
Журнал наш живёт, как ни странно, в основном на подписку. Но её категорически не хватает, и приходится постоянно искать грантов. Естественно, возникло намерение заполучить грант по поводу Первой мировой.
Стали думать; а в таких случаях, конечно, каждый предлагает то, что ему лучше всего понятно. Я и предложил: системы вооружений, порождённые Первой мировой войной. Стал вспоминать; кое-что в чистом виде порождено, кое-что приняло окончательны или почти окончательны вид, хотя началось раньше. Давайте попробуем – что вы думаете о том, что я вспомнил, насколько это подходит под идею гранта? И – может быть, предложите что-нибудь сами?
Первое, понятно, танки. Это все знают, это не вызывает сомнений и не требует пояснений. Или требует? Моё мнение: всё, что было изобретено раньше в этом плане, типа «Вездехода» Пороховщикова или «Нетопырь» Лебеденко, «Бронированный автомобиль» Менделеева (не того!), – всё это не родило танк как идею, как прообраз всего последующего танкостроения. Я бы всё-таки отдал танк англичанам, тем более что и Свинтон, и француз Кегресс начали свои проработки раньше, чем Пороховщиков, Лебеденко и даже Менделеев.
Первое фото – английский Mk.1. Именно такие машины впервые в истории участвовали в бою на реке Сомма 15 сентября 1916 года.
Ох, не надо бы мне писать так подробно… Сразу начинаю спорить – с воображаемым противником, на всякий случай
Далее. Пистолет-пулемёт. Тут у меня совсем уж нет сомнений. Вот он – итальянский «Вилар-Пероза» М1915:
Думали, что делают лёгкий, хотя и двуствольный, ручной пулемёт. Но применили пистолетный патрон и получили, как ни крути, пистолет-пулемёт.
Также у меня нет сомнений, что первым подлинным авианосцем стал британский «Аргус», перестроенный в 1918 году из итальянского лайнера:
Да, до этого было всякое. Носители гидросамолётов, называвшиеся у нас авиматками или гидрокрейсерами. Были американский крейсер «Пенсильвания» с помостом на башне, с которогот взлетал самолёт на колёсах, и последующие подобные доработки целого ряда кораблей. Наконец, был бывший «лёгкий линейный крейсер «Фьюриес», из которого уже всерьёз хотели сделать авианосец, но ограничились палубой в носу – для взлёта – и в корме – для посадки.
А вот первым классическим авианосцем – кораблём со сплошной полётной палубой – стал он, корабль Его Величества «Аргус».
Ныряющий снаряд. Средство борьбы с подводными лодками, полагаю, первое после тарана. Честь изобретения принадлежит нашим морякам. Особенности: носовая часть с особым противорикошетным насадком; взрыватель с увеличенным замедлением; уменьшенный метательный заряд, чтобы не было избыточной скорости; а впоследствии, когда стали делать их специально – ещё и увеличенный разрывной заряд, ведь высокая прочность была не нужна, а вот эксплоизвную силу хотелось бы иметь побольше.
По поводу эхолокатора определённого мнения я не сложил. Вроде бы Фессенден разработал свой «генератор» для связи между подводными лодками ещё до войны; но собственно прибор для обнаружения ПЛ – уже во время войны.
К «детищам» Первой мировой я отнёс бы и торпедный катер, опять же, классический. Объясню. Классическим я называю быстроходный катер, у которого главным средством защиты от артиллерии атакуемого корабля является скорость.
Вот такие, как этот итальянский MAS-15; как раз он потопил двумя 450-мм торпедами австро-венгерский линкор-дредноут «Сент Иштван».
Конечно, катера с торпедами применялись на десятилетия раньше. Но недаром у нас принято называть их минными катерами – хотя мина в данном случае и есть торпеда. Их так называют, именно чтобы отличить от «настоящих» торпедных. Они были тихоходны – это принципиально. Их скорость была не больше скорости прочих боевых кораблей, а меньше или, в лучшем случае, примерно такой же. Их защита – небольшие размеры и малая скорострельность этой самой артиллерии корабля-цели.
Что ещё? Можно сказать, что Первая мировая породила боевой самолёт. Строго говоря, это не совсем так, бомбочки с аэропланов бросали и раньше, например, русские лётчики во время Балканской войны 1913 года. Но, безусловно, разделение на классы – бомбардировщик, разведчик, истребитель, – это разделение произведено войной, равно как и совершенно уверенное формирование облика представителей этих классов.
Миномёты? Пожалуй, нет. Импровизированные миномёты – 47-мм пушки Гочкиса, стрелявшие снарядами на шесте – применялись ещё защитниками Порт-Артура. То, что называлось у нас бомбомётами – родившаяся окопная артиллерия, компактная, навесная, с малой дальностью? Её можно назвать тактической предтечей миномёта, но не им как таковым.
Даже тральщики специальной постройки придуманы раньше, причём у нас:
«Минреп» – второй корабль первой в мире пары тральщиков специальной постройки. Спущен на воду 6 апреля 1911 года, а первый, «Взрыв» – 17 марта.
Что ещё, граждане? Я заканчиваю. Не знаю, может быть, напрягшись, вспомнил бы что-нибудь ещё. Но ведь собирался сделать небольшую заметку, а получилось уже прилично. Вон, даже не успел 28-го, переполз на 29-е. Да не в этом дело. Просто поздно уже, пора заканчивать, умаялся
Давайте, теперь ваша очередь – предлагайте, если будет желание.
***
Обратили внимание? Опять у меня в основном корабли да морское оружие. Ничего не поделаешь, пристрастие Кстати, глубинная бомба тоже изобретена в 1914 году…
|