Позитивизм, позитивное мышление: думай только о хорошем, и всё будет хорошо.
Эта статья – некий штрих к портрету современной действительности. Я попробовал найти автора – безуспешно. Однако можно сказать, что автор – такой же ворчун, как и я. И мысли, высказанные в этой статье, созвучны моим, хотя в данной конкретной теме я бы не был так категоричен. Может быть, потому что просто побаиваюсь? Очень уж популярна пропаганда позитивизма, все его так ценят – не могу же я быть самым умным? Да и не со всеми суждениями я согласен, особенно в тех случаях, когда автор смело распространяет свои утверждения на всех подряд без ограничительной оговорки.
А ещё автор похож на меня тем, что тоже пишет длинно. Так что придётся статью разбить на две части.
Наш друг позитив
О позитивном мышлении сегодня не говорит только ленивый. Современный успешный человек обязан позитивно мыслить, или, как ещё выражаются, «быть позитивным». Обратное позитивному мышлению, очевидно, мышление негативное. Негативное мышление предписано преодолевать. Быть негативным – это большой нравственный изъян. Такого урода, по выражению Мармеладова из «Преступления и наказания», не просто изгоняют, а «поганой метлой выметают из компании человеческой». Негативному не место в современном сияющем мире тотального позитива и гламура.
Имеется море литературы о том, как воспитать в себе позитивное мышление и даже курсы и семинары по соответствующему предмету. Позитивное мышление – это мышление только о хорошем. Любая информация о плохом или даже просто о не феерически прекрасном – отвергается. Более того, она блокируется на входе, так что и отвергать её не требуется. От плохого позитивный гедонист просто отворачивается. Или закрывает глаза: тогда плохое исчезает.
Имеется целый ряд бешено популярных глашатаев (или апостолов) позитива. Это люди, которые пишут предельно простые, лубочные книжки, проводят семинары, выпускают аудио- и видеокассеты, где говорится, в сущности, одно и то же: всё будет хорошо, только надо любить себя и позитивно мыслить. Ведущим автором такого рода является Наталья Правдина, выпускающая миллионными тиражами такого рода литературу. Среди простых людей, главным образом, женщин, она пользуется популярностью пророка. Люди платят деньги за то, чтобы услышать: «Всё будет хорошо, ты – самая лучшая, достаточно мыслить позитивно». Ну, а если у кого-то что-то не достаточно хорошо – значит, сам виноват: недостаточно позитивно мыслил. Вперёд будешь позитивнее.
Позитивное мышление в значительной мере овладело умами молодёжи. Вот что я наблюдаю уже довольно давно.
В одной небольшой компании работает пожилая женщина и её молодая начальница. Начальница постоянно раздражается на свою пожилую сотрудницу за то, что та рассказывает о каких-то недостатках окружающей жизни: закрылись промышленные предприятия, кризис в сельском хозяйстве, изношена инфраструктура. (Пожилая сотрудница по своей дореволюционной профессии – инженер-технолог). Молодая начальница не опровергает слова сотрудницы – нет. Она морщится от её своеобразной бестактности: та не позитивна, в то время как современный человек обязан быть позитивным.
«Позитив» это вовсе не другое название старого доброго оптимизма. Они отличаются радикально. Оптимист уверен в конечной победе добра над злом и старается во всём увидеть положительную сторону и конструктивную возможность. Вместе с тем, он видит и плохие стороны реальности и вовсе не отвергает их, не закрывает на них глаза. Он думает о них, чтобы исправить, искоренить. Например, советскому человеку руководящая доктрина предписывала быть оптимистом: в 30-е годы решительно осуждали т.н. «нытиков и маловеров». Однако и критика недостатков была частью общей культуры («Сделаем так, чтобы в лоб, а не пятясь, критика дрянь косила. В этом лучшее из доказательств нашей чистоты и силы» – Маяковский). В этом радикальная разница оптимизма и позитива.
Позитивный гедонист старается думать только о хорошем и получать маленькие удовольствия: дарить себе маленькие подарки, заходить в кафе, смотреть на что-то привлекательное. Такой настрой создаёт громадный оборот всякой пустяковой чепухи, которой люди, воспитанные таким образом, непрерывно себя радуют.
Вообще, сверхценность того, что в данную минуту ты видишь перед глазами, это важная составляющая часть современной гедонистической культуры. Надо стремиться непрерывно смотреть на красивое. Поэтому люди крайне пристрастно выбирают место в ресторане или в кафе. Им в высшей степени не безразличен интерьер даже того помещения, в котором он находится четверть часа. Раньше надо было просто поесть – и заняться делом. Теперь дело как-то исчезло, и на первое место выдвинулся сам процесс жизни в его микроскопических подробностях. Огромное значение имеет вид из окна. В одном и том же доме, по сообщениям риелторов, вид на более красивый пейзаж может удорожить квартиру в полтора раза.
Жизненная позиция позитивного гедониста чрезвычайно напоминает психологию доживающего свою жизнь старика. Он уже не может ничего изменить в окружающей жизни, значит, и думать о плохом не имеет смысла, поэтому он блокирует всякую отрицательную информацию. Он хочет лишь получать маленькие удовольствия и стремится непрерывно радовать себя мелкими подробностями жизни. Он наблюдает шевеление жизни за окном: вот птичка прилетела, цветочек распустился, внуки купили мороженое…
Мне рассказывал один бывший высокопоставленный сотрудник ЦК КПСС, что на последних этапах жизни Л.И. Брежнева перед его сотрудниками стояла важная задача: ничем не огорчить и не опечалить Леонида Ильича. Он категорически отвергал всякую не положительную информацию. Вот такая психология больного старика свойственна сегодня молодым и продвинутым.
Современный человек – всё больше и больше напоминает старика, впавшего в детство.
Ужасы нашего городка: кому, зачем и для чего?
Вместе с тем, в СМИ и обывательских разговорах почётное место занимают ужастики: рассказы о кровавых преступлениях, отравлениях, экологических катастрофах. Обо всём этом рассказывают с каким-то восторженным вожделением. Это тоже важный элемент сказочного сознания: наряду с феями должны существовать Леший и Баба Яга, без них сказка была бы пресной и скучной. Дети всех возрастов, от шести до шестидесяти и дальше, обожают страшилки – это что-то вроде комнаты страхов или аттракциона в парке развлечений, где ты вот-вот сорвёшься в пропасть, но всё-таки остаёшься сидеть в удобном и вполне безопасном кресле.
Точно так и обыватель сидит себе на диване, а на большом плоском экране знай себе орудуют серийные убийцы, маньяки-педофилы, чиновники-клептоманы, разворовавшие пол-России. Коррумпированный чиновник сегодня что-то вроде Кощея Бессмертного – некое художественное воплощение зла, с которым следует бороться, но победить нельзя и не надо, т.к. в этом случае потребуется кто-то на его место, иначе сказка не сказывается. И так-то ему, обывателю, уютно, развлекательно, познавательно!
Иногда он вдруг приходит в ужас, но это не такой ужас, который побуждает к действию – это виртуальный «ужоз», который просто щекочет нервы и спасает от скуки. Этот «ужоз» – чисто театрального свойства. Взрослые малолетки, прочно угнездившиеся в сказке, научились воспламеняться виртуальными чувствами, и в том находят большое удовольствие.
Сказка может быть доброй, но в этом случае она имеет ограниченный успех. Гораздо лучше сказка страшная. Она сильнее впечатляет, бьёт по нервам. Это что-то вроде виртуального глутамата натрия – усилителя вкуса, раздражающего вкусовые рецепторы и превращающего безвкусную еду во вкусную. Общее падение энергетики, всеобщая бледная немочь вызывает потребность в шуме, оре, кровавых драках, громогласных скандалах и ужасах любых калибров.
Перед программой «Время», которую я смотрю больше по сформированной ещё в детстве привычке, чем из желания узнать что-то новое, я иногда вижу окончание какого-то ток-шоу, где крикастые тётки, непрерывно ссорясь, рассказывают какие-то кровавые драмы. Вот это и есть самое оно – жуткое и влекущее, и переперчённое, и слезливое.
Вообще, стиль литературно-телевизионной продукции – это стиль жестокого городского романса: смесь вульгарной грубости со слащавой сентиментальностью. Тут тебе и рыдающая горничная, соблазнённая коварным извозчиком, и мордобой пьяных фабричных в подворотне в городке Окурове…
Так что ужастики – не только не помеха Позитиву, но и, напротив, его необходимейшее дополнение. Ужасы – это не что-то такое, с чем надо бороться и победить. Это – необходимая часть той сказки, в которой мы живём.
К сожалению, сказка часто становится былью. Непрерывно говоря об ужасах, мы повышаем вероятность их возникновения в реальности. Есть даже психологический термин – «синдром Вертера». Имеется в виду, что после публикации бешено популярного романа Гёте «Страдания молодого Вертера», где герой стреляется, многие молодые люди стали подражать ему. Так и у нас: после «Бедной Лизы» молодые девушки стали топиться от несчастной любви.
Статистически доказано, что подробный рассказ в СМИ о катастрофе повышает вероятность возникновения новой.
Читайте окончание!
Источник: http://anapa-pro.com/category/15/articl
|