Такие Времена Пятница, 19.04.2024, 15:05 | RSS
Авторизация
Вы вошли как: Гость

Комментарии
Теперь – со Старым Новым!
Armator: Нет, я вовсе не хотел сказать, что сейчас плохо по части -
Теперь – со Старым Новым!
valov1957: Сейчас все не так плохо. Что бы купить хорошее вино тоже н
Ещё одна грань абсурда
Armator: Да вот именно - мне тоже кажется, что большая кровь неизбе
Ещё одна грань абсурда
valov1957: На мой взгляд дело не в могуществе СМИ, хотя их влияние ве
Как одна глобальная война
Armator: Да, согласен, есть там такие места, которые порождены скор
Как одна глобальная война
valov1957: При всем моем уважении к информированности Фалина статья м
О крылатых ракетах – из те
Armator: Я закончил, кажется, в начале 80-х; зато у меня есть неско
О крылатых ракетах – из те
valov1957: Остатки памяти подсказывают, что эту статью я в те времена
Календарь
«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Май » 25 » И Апофис здесь ни при чём
18:55
И Апофис здесь ни при чём


Честное слово, как подумаешь – получается, что цивилизации грозит если не полная гибель, то полный упадок, причём с самых разных сторон. Группа «направлений» относится преимущественно к «золотому миллиарду», или к Северному полушарию, или к христианской цивилизации… не знаю, как это точно назвать. Я имею в виду так называемые развитые страны, то есть те, в которых властвует сегодняшняя модель капитализма, давно потерявшая свой прогрессивный заряд, пережившая время, когда она была продуктивна.

Но есть и более глобальные «направления», в которых гибель или катастрофическая деградация ждёт всё человечество.

И Апофис здесь ни при чём…

Я сейчас помещу здесь статью, вышедшую в «Технике – молодёжи» в 2008 году. Насколько я смог проверить, в полном виде её в Сети нет, кроме как в моём старом блоге; ещё на одном ресурсе Антиплагиат показал 80%. То есть не шибко известная в статья.

Она написана Германом Владимировичем Смирновым, одним из старых ТМовских зубров. В первой половине он пишет про футурологию вообще, про футурологов-оптимистов, приводит кое-что из их светлых предвидений. А во второй половине – её я здесь и помещаю – даёт пессимистический взгляд.

Не знаю, насколько серьёзно он сам его принимает; я читаю это не то чтобы с удовольствием, а со злорадством по отношении к бездумному, безответственному человечеству. Каждый человек по отдельности более или менее разумен. А все вместе ведут себя как колония бактерий, пожирающая питательный бульон в чашке Петри и не желающая, не способная думать о том, что бульон закончится, и тогда все они, все до одной, умрут без всякого следа и вариантов возрождения.

Безмозглые бактерии, потребляющие слепо и неостановимо… Модель человечества…

Статья «пляшет от» энергетического кризиса. Не ухмыляйтесь; от того, что о нём перестали много говорить по ТВ, его вероятность не уменьшилась. Хотите верить в ветроэнергетику, в солнечные станции, приливные и геотремальные, хотите верить в термояд – пожалуйста. Это, по крайней мере, успокаивает.

Но знаете ли вы, сколько доплачивают из бюджета своим ветроэнергетикам страны, которые развивают это направление? Сколько стоит электромобиль, на котором можно проехать полтораста километров по городу? А ведь надо ездить и не по городу…

Представляете ли вы себе стоимость «солнечной» электроэнергии, с учётом транспортировки, в странах, где мало солнца? Приливные и геотремальные станции уже сегодня дают конкурентоспособное электричество – но много ли мест на Земле, где можно их строить?

Помните ли вы, сколько десятилетий идут разговоры о термояде и попытки его реализовать? Первые прогнозы о начале широкого промышленного использования термояда относили это лучезарное событие на 1980-е годы – а какие годы у нас сейчас? А ведь люди работали, старались. Работают и сегодня – например, знаменитый проект ИТЭР; но теперь это вызывает, пусть параллельный с надеждой, но немалый скепсис: а не может быть так, что они просто осваивают отпускаемые на науку миллиарды?

Добавьте сюда труднопредставимый масштаб переделки инфраструктуры на всей планете под «новую энергетику»; добавьте проблемы транспорта, не только ездящего, но и летающего…

Проблематика перспектив «зелёной энергетики» заслуживает отдельной статьи, даже цикла статей. Вот я одну здесь разместил. Но сейчас давайте остановимся и просто почитаем нижеследующий текст, исходящий из того более чем вероятного предположения, что человечество эпохи общества потребления неспособно что-либо делать сообща, даже если умозрительно представляет себе надвигающуюся опасность.

Не осуждайте этот текст за то, что вы уже тыщу раз такое слышали. Это не доказательство того, что перед вами фуфло! Моя любимая восточная пословица, вычитал из любимой книги «Повесть о Ходже Насреддине»: истина не тускнеет от повторения…

Всё, пошла статья. Точнее, её вторая половина – пессимистическая.

***

Если футурологи-оптимисты, образно говоря, на прихотливую потребительскую ножку норовят натягивать неограниченную энергетическую одёжку, то футурологи-пессимисты, наоборот, предлагают по ограниченной наличной энергетической одёжке протягивать не избалованную излишествами ножку. Не уповая на неограниченные энергетические ресурсы, якобы имеющие быть открытыми в ближайшем будущем, они советуют честно и мужественно взглянуть в глаза правде. А правда эта такова: невозобновляемые энергетические ресурсы будут исчерпаны в течение ближайших 30–50 лет, и если не произойдёт энергетического чуда, человечество станет перед необходимостью радикального изменения своей жизни уже в недалёком будущем. Впечатляющую картину грядущих перемен нарисовал блестящий аналитик Валентин Пономаренко в обстоятельном обзоре «Проблема 2033». В 2033 году, по его мнению, начнётся ужасающий распад глобального сообщества.

Глобальный энергетический кризис вызовет цепную реакцию разрушения. В первую очередь погибнет то, что возникло последним: космическая промышленность, информационные технологии. Многократное подорожание топлива остановит сначала частный, а затем и муниципальный транспорт. Миллионы автомобилей превратятся в бесполезный хлам. Резко сократится, а затем и прекратится движение международного транспорта всех видов: морского, железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного. Последние резервы будут выделены, как и во время Второй мировой войны, в распоряжение армии и полиции.

В прошлое начнёт уходить международная торговля, деловые и туристические поездки, перевозка колоссального количества грузов. Остановятся горнодобывающая и металлургические отрасли; прекратится выплавка и обработка металлов; закроются машиностроительные заводы и множество смежных с ними производств; возникнет невиданная до того безработица, которая, в отличие от прежних времён, охватит также все уровни государственной иерархии.

Начнётся массовая гибель больших городов: люди будут вынуждены уходить на землю, возвращаться к непривычному и тяжёлому труду на земле. Миграция, как внутренняя, так и внешняя, охватит весь мир: национальные государственные границы потеряют смысл – их и невозможно будет охранять и защищать. Это будет поистине великое, последнее в истории переселение народов из бедных стран в более богатые.

Нарушатся системы связи, как международные, так и национальные. Потеря информации о происходящем ещё больше усилит хаос, беспорядки и неизбежные при этом волны насилия.

Компьютерные информационные, управляющие и технологические, а также военные, системы заблокируют функционирование всего, что связано с использованием вычислительной техники. В наибольшей степени это отразится на странах, передовых в техническом и технологическом отношении. Возникнут аварийные ситуации на химических заводах, электростанциях, плотинах, исследовательских центрах в области микробиологии, химии, военного производства. Будет потерян контроль над могильниками для захоронения ядерных отходов и над складами, как обычного оружия, так и оружия массового уничтожения всех видов.

Право сильного, которое трансформировалось в свод законов, соблюдавших обычно право богатого, снова проявится в своём ничем не прикрытом виде. Вновь придётся опасаться неконтролируемых запусков ракет со средствами массового поражения.

Разрушится не только привычная и материальная, но и социальная среда: система образования, медицинское и пенсионное обеспечение, культура и многое другое. Исчезнет привычная финансовая система. Деньги потеряют смысл. Начнётся эпоха «великих географических и научных закрытий», а также утрата огромной суммы знаний, накопленных, главным образом, за предыдущие 200 лет. На некоторое время останется слишком много оружия и боеприпасов. Земля снова станет большой и неуютной.

Глобальная система, ориентированная на создание «монокультур» не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и области высоких технологий, в военной и космической промышленности, будет охвачена глобальным же параличом. Последние судорожные движения будут предприниматься в попытках силой захватить нефть для выполнения тех работ, которые следовало бы начинать уже сегодня: обустроить сотни миллионов людей на новых местах, создать самодостаточные малые поселения, изготовить давным-давно забытый сельскохозяйственный инвентарь для обработки земли, выращивания скота и т.д.

Правительства всех стран чрезмерно озабочены внешними проблемами и не уделяют внимания тому, что действительно важно для их ближайшего будущего: подготовке к жизни в новых условиях по очень скромным запросам, а не по потребностям. Обещания лучшего будущего – это ложь по неведению, в которую охотно верят многократно обманутые люди.

Вероятнее всего, однако, что короткий переходный период длительностью всего в несколько лет окажется для нас полной неожиданностью. То, чего не успеют сделать люди, выполнит за них равнодушная ко всему природа: голод, эпидемии и войны восстановят нарушенное равновесие между человеком и новой средой обитания, которая будет существенно хуже природных условий, предшествующих промышленной революции XVIII века.

И после этого человечеству придётся жить в совершенно новых условиях, при которых слово выживание будет уместнее, чем когда бы то ни было. Мир обывателей сузится до пределов небольших селений, в которых люди будут проводить большую часть своей жизни. Крупными будут считаться города с населением 30–50 тысяч человек. В то же время внешний мир как бы расширится: всё, что находится в 15–20 километрах от дома, занимая более суток на дорогу в оба конца, будет «дальним». Именно таким было в XVIII веке максимальное расстояние от города до деревень, откуда привозили продовольствие.

После нарушения равновесия природные условия вернутся не в исходное состояние, а на более низкий уровень, так как перегрузка окружающей среды приводит к её вырождению. Парадокс переходного периода в том, что быстрое уменьшение численности людей даст оставшимся больше шансов на выживание. Если переходный процесс затянется, природные ресурсы будут исчерпаны настолько, что человечество может попросту вымереть.

Полезные ископаемые (нефть, уголь, газ, руды, металлы, минералы), некогда компактно сосредоточенные в месторождениях, будучи добыты и переработаны в изделия и потреблены, рассеются по поверхности Земли или на огромных свалках мусора, как обычного, так и радиоактивного. Некоторые вещества (золото и алмазы, например) исчезнут из обращения вследствие естественной убыли, а дальнейшая добыча их станет невозможной. Возобновится натуральное хозяйство, а через некоторое время и натуральный обмен. Не будет повторного изобретения книгопечатания (и печатания денег тоже!): уничтожатся предпосылки какого бы то ни было варианта возрождения технической цивилизации. Многие знания, доступные нам сегодня, уже не удастся получить ещё раз. Это сведения об истории, географии, геологии, ботанике, зоологии, агрономии, астрономии, медицине, математике, физике и многом другом. Издание книг заменится переписыванием самого существенного на пергаменте, папирусе, дощечках: «не вечным пером гусиные мысли, но вечные мысли – гусиным пером!»

Исчезнут такие обыденные вещи, как спички, шариковые ручки, бумага, посуда и предметы домашнего обихода, сделанные из металла, а также тысячи других, почти не замечаемых сегодня. Хранители огня станут уважаемыми людьми, исчезнет возможность профессионально заниматься наукой, литературой музыкой, да и музыкальные инструменты вернутся из очень далёкого прошлого: рожки, свирели, барабаны, простейшие смычковые со струнами из жил. Возникнут сказки о людях, которые бывали в космосе, видели и слышали на огромных расстояниях, летали, как боги.

Снова появится кавалерия, орды, дружины и другие известные нам из истории воинства. Но без пулемётных тачанок, а со временем и без мечей. Только луки, стрелы, копья, дубины… Впрочем, кое-что может и повториться: города-государства; временные союзы городов для нападения на врага или для защиты от него; общественные игры во власть: наследственная, «народная», военная и гражданская диктатуры. Рабовладельчество, феодализм и их комбинации…

Если всё так безнадёжно, зачем вообще об этом говорить?

Убедительного ответа на этот вопрос нет. Далеко не все люди хотят знать правду. Многие предпочтут неудобной правде любую, самую бессмысленную выдумку, только бы остаться в блаженном неведении. Правда нужна людям сильным и честным. Много ли среди нас таких? Многие ли искренне хотят знать ответы на роковые вопросы?

Что же можно сделать, зная устрашающую правду о грядущем? Не так уж много, но всё-таки…

– Ценить современные возможности и комфорт, о котором не мечтали цари и короли даже недавнего прошлого.

– Передать людям, которые останутся после глобального краха, сведения, которые помогут им адаптироваться. Тем самым можно было бы хоть в малой степени искупить вину перед потомками, которых мы лишили нормальных условий жизни на Земле. Ведь это мы отравили остатки плодородных почв, уничтожили леса, загрязнили источники питьевой воды, нарушили состав атмосферы, разладили глобальные сезонные ритмы погоды, многие регионы сделали непригодными для обитания…

***

Через 5 тысяч лет на Земле наступит очередное оледенение. Москва и Нью-Йорк окажутся подо льдом, а пролив между Англией и Францией станет сушей. Длинные ледниковые языки неторопливо уберут многие следы технической деятельности цивилизованного человека. В экваториальные области переместятся остатки растительности, уцелевшие насекомые, птицы и животные. Живая природа постепенно будет приходить в себя после отравлений и ран, нанесённых ей людьми на протяжении XVII-XXI веков. Постепенно очистятся океаны, моря, озёра, реки. Вернутся леса.

ВОЗМОЖНО, СОХРАНЯТСЯ ЛЮДИ…

Категория: Экономика | Просмотров: 1646 | Добавил: Armator | Теги: экологический ущерб, невозобновляемые ресурсы, пессимистический прогноз, футурология, энергетический кризис, Будущее, распад | Рейтинг: 0.0/0

Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права, сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.

Похожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В закладки
Категории
Космос [39]
Авиация [65]
Флот [55]
Оружие [36]
История [11]
Россия [21]
Политика [105]
Экономика [19]
Отдыхаем [47]
Сердимся [35]
Разное [16]
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Прорубь
  • Новый BadNews
  • Copyright TAKIE © 2024
    Хостинг от uCoz