Среди офисов и прогулочных теплоходов «Белфаст» выглядит, как сенбернар в стаде ягнят
Пока разные негодяи линяют в Англию скрываться от правосудия, да порой ещё там помирают, честные люди, не скрывающие своих взглядов, посещают сию страну с целью прильнуть к источникам культуры. Для человека с честными имперскими взглядами главный культурный источник – Имперский военный музей.
К сожалению, я в Лондоне пока не был, а был там мой товарищ. И это его изложение и его фото, кроме первого и последнего, которые сделал другой человек.
Небось, надоел я вам со своим катером «Акко» и вообще малотоннажным флотом Израиля. И авиационной темой тоже, небось, надоел. Хочется, небось, чего-то морского, но солидного, да? Ну вот давайте пройдёмся по лёгкому крейсеру «Белфаст» – очень, я бы сказал, классическому британскому лёгкому крейсеру «Белфаст» времён Второй мировой войны.
В Имперском музее мой товарищ тоже побывал, но этот рассказ – про филиал. Дадим, наконец, слово ему.
***
Филиал музея – натуральный крейсер, припаркованный прямо напротив Тауэра. Невозможно до конца постигнуть величие Шекспира, не заглянув в жерло главного калибра, я так скажу. Увы, именно после поездки я понял, что фотографировать надо уметь, но теперь уж придётся смотреть то, что есть.
Вид из боевой рубки. Носовые орудия смотрят куда-то в направлении Парламента. Дескать, сократите финансирование ВМФ – отключим газ. Рубка, кстати, абсолютно пустая. Два высоких железных стула, как в барах, настенные часы и телефон. Всё. Но, судя по озвучке, пущенной в скрытые динамики, управление боем ведётся именно отсюда
Зарядный лоток в носовой орудийной башне.
Пост радарного наблюдения. Комната набита матросами (кто-нибудь знает, зачем нужны белые намордники?), которые сморят в экраны осциллографов, а затем сообщают какие-то данные офицеру, который по этим данным на прозрачном экране чертит какие-то построения.
Другой офицер ведёт корректировку огня. Экспрессия говорит сама за себя.
Паровой котёл. Собственно, вся трапециевидная часть – это топка. Сам теплообменник расположен вокруг неё. Семь фланцев, опутанных трубопроводами – это форсунки, распыляющие мазут.
Манометры пульта управления котельной. Сняты за ради таблички с объяснениями, которая, естественно, не влезла, так как у фотографа руки кривые. Вообще куча испорченных фотографий, что очень жаль. Зачем мне понадобилась табличка – чуть ниже.
Глубоко в подводной части (чтобы не достало вражеским снарядом) расположены снарядные погреба. На фотографии – снарядный элеватор. Сжатым воздухом снаряды доставляются прямиком в орудийную башню. Кстати, линия уровня наружной воды обозначена во внутренних помещениях крейсера. Очень способствует остроте восприятия.
Механическая мастерская. Острый глаз технолога разглядел токарно-расточной, фрезерный, сверлильный, шлифовальный, отрезной станки. При наличии квалифицированных мастеров такая мастерская способна выполнять работы приличной сложности. Не знаю, как насчёт лопаток паровой турбины, но всякие кривошипы-шатуны, штуцеры и клапаны – это наверняка.
Тут хотелось бы сказать несколько слов о подаче материала в музее. Главный принцип – чтобы всё было понятно глухонемому идиоту. И не только понятно, но и интересно. Минимум текстовой информации, обычно только название экспозиции: «Радиорубка», «Прачечная», «Котельная» и т.п. Вот зачем я пытался снять табличку в котельной – если уж совсем невозможно приладить манекен или озвучку, ограничиваются пятью-шестью строчками. Назначение же большинства служб поясняется чучелами матросов, разыгрывающих жанровые сцены: вот радист, высунув язык, паяет что-то в аппаратной стойке:
Вот под наркозом режут страдальца.
Часто чучела сопровождаются звуковым фоном из скрытых динамиков. В зубоврачебном кабинете, например, жужжит бормашина и стонет другой страдалец. Все участники сцен крайне выразительны. Поэтому достаточно просто посмотреть на лицо офицера-корректировщика, чтобы понять, что он орёт «Огонь!», а не «Ещё два пива на радарный!» – даже если вы не знаете английского и не понимаете льющейся из динамиков встревоженной скороговорки с угловыми поправками, завершающейся криком «Fire!»
Кстати о пиве. Вот сразу понятно, что идёт инвентаризация в кладовых. Надпись латунными буквами на бочонке: «Боже, храни королеву!» Это чтобы, стало быть, не сильно раздумывать над первым тостом.
Крейсер предназначен для войны, но людям приходилось жить там месяцами, поэтому пароход несёт с собой всё необходимое. За каждым закутком вылезают всё новые детали быта: прачечная, пекарня, почтовое отделение, часовня. В часовне видна кафедра в виде орла, характерная для англиканских церквей.
Короче, крейсер способен сожрать целый день личного времени даже у незаинтересованного посетителя.
***
Репортаж окончен. Если помните, в его начале было о том, что понимающие люди удивляются, глядя на высокий барбет. В истории создания каждого корабля есть больше или меньше своеобразия. В истории «Белфаста» его достаточно, и я, пожалуй, хочу её рассказать. Через немного дней я постараюсь выложить статью, которая, надеюсь, в числе прочего прояснит и происхождение этого барбета.
Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права,
сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.