Всё-таки я напишу к Дню космонавтики. Хоть к полуночи успею, но напишу.
Получил сегодня письмо от человека, который когда-то написал статью в «Технику – молодёжи», а я редактировал. Всего-то было сегодня поздравлений – две смски от бывших соратников по КБ и это письмо… Никто уже не воспринимает День космонавтики как праздник. 23 февраля ещё поздравляют – ощущают как праздник и поздравляют «причастных». А День космонавтики уже, видать, не ощущают.
Тот человек тоже готовил полёт «Бурана». На нём, на «Буране», мы и задружились – по переписке, конечно.
Не знаю, чья это фотография. Приношу автору извинения.
Тот человек полгода просидел на Байконуре, возле посадочной полосы «Бурана». Обратите внимание, чем занимался: он был разработчиком методики оценки новых маяков ближней навигации, разработанных специально для «Бурана». Пишет: маяки уже были сделаны, и разработчики маялись, не зная, что у них получилось, как подтвердить для себя и показать другим, что дело сделано хорошо.
Вдумайтесь. У «Бурана» сотня различных систем, в том числе система управления. В системе управления полтора десятка подсистем, из них несколько работают на посадку, и из этих нескольких одна – система ближней навигации. В ней несколько составляющих, одна из них – радиомаяки. И вот их нужно не только сделать, но и оценить точность и что-то там ещё. И это не просто так делается – засёк летающую лабораторию на локаторе, сопоставил с чем-то там теоретическим, и готово. Нет, нужна методика оценки работы маяков – система замеров, алгоритм их обработки, критерии и алгоритм оценки… Полгода её отрабатывали, эту методику! Хотя, наверное, в эти полгода вошла и собственно оценка.
Представляете, сколько всего самого разного нужно было сделать, чтобы «Буран» полетел? Сколько народу этим занималось? Я, честно говоря, толком не представляю, но понятно – это была просто глобальная работа.
Человек этот пишет: жаль, что загубили такой проект. Ну да снявши голову по волосам не плачут…
Грустно? А то ж, конечно, грустно. Но что-то у меня обратное чувство возникло. Нет, не радость – откуда тут радость? И всё равно обратное. Вот что я ему ответил, и вам сейчас покажу – к Дню космонавтики. Прямо цитирую. (Дожил до определённой стадии – цитирую самого себя)))
Знаете, грусть грустью, но, мне кажется, космическая тема в России никогда не умрёт. Есть люди, для которых смысл работы заключается не только в зарабатывании денег. Их и сейчас немало, и они всегда будут, пока наш народ не превратится во что-то совсем другое, чем он есть сейчас. Да и в других народах такие люди есть и будут. Тот же Маск – можно смеяться над ним, можно просто критически относиться к его перспективам, но я не верю, что он просто авантюрист или ловкий конъюнктурщик, который просто придумал способ, как тянуть деньги из НАСА.
«Буран», конечно, жалко. Но настоящая тоска – это если забыты наработки, умерла школа. Не знаю, как оно обстоит. Хотя знаю, что КБ Лозины-Лозинского (для читателей: он делал собственно «Буран», орбитальную ступень) уже практически нет. Однако опыт возрождения у нас есть – можно вспомнить и школу судостроения после революции, и авиацию после Хрущёва.
Будем надеяться на лучшее! Поздравляю с Днём космонавтики!
Не знаю, чья это фотография. Приношу автору извинения.
Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права,
сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.