Хочу показать вам статью Кравецкого про новый тип сегрегации, то есть новый тип деления людей, скажем так, на ранги с различными – нет, не формальными правами, а фактическими возможностями.
Хочу потому, что меня самого давно заботит эта тема. Правда, у меня на неё другой заход. Кравецкий в этой конкретно статье (у него есть ещё на эту тему) говорит о естественном, как бы самопроизвольном возникновении рангов – он называет их кастами, и я с ним согласен, и так и буду называть дальше. А я считаю, что такое расслоение неизбежно порождается современным типом «развитого общества» и очень ему нужно.
Постиндустриальное общество, или общество потребления, или общество досуга и удовольствия – названия у него разные. А смысл, если обойтись без заумностей, в том, что обществу этому, точнее, его экономике, нужно, чтобы человек как можно больше покупал.
Все интересы человека должны быть сосредоточены на покупании. Не надо ему других интересов, они только время будут отнимать. Нефиг интересоваться историей дома Бурбонов, под это что продать можно? полдюжины книжек, пару сидюков? Нефиг модельки на токарном станке ваять, вон они, на полках стоят – плати 12 тыс. и гоняй, сколько душе угодно.
Насколько я могу судить, и массовое образование, и массовая культура, и всякая реклама-продвижение на это и заточены.
Извините, если опять говорю очевидные вещи. Просто хотел объяснить, почему считаю значимой статью Кравецкого. Примерно так:
– я считаю, что нас ведут к обществу, разделённому на большую массу тех, кого Кравецкий условно назвал «дикарями», и малое число интеллектуалов, знающих, как устроена природа и способных создавать предметы материальной культуры;
– а Кравецкий показывает механизм образования двух этих каст.
Кстати, в другой своей статье Кравецкий объясняет, почему такое расслоение полезно капиталисту-производителю в процессе производства. А мой акцент, повторю, – почему оно ему полезно в процессе потребления. Что, на мой взгляд, даже более важно. Или, может быть, трагично…
Свою статью на эту тему я ещё напишу; а пока читайте Кравецкого
О НОВОЙ СЕГРЕГАЦИИ
В самом ближайшем будущем человечество встретится ещё с одним типом сегрегации, которая по своим занимательным свойствам, думаю, затмит большинство предыдущих. Это будет сегрегация интеллектуальная.
Дело в том, что до недавних пор проблемой в плане развития интеллекта был в первую очередь доступ к образованию. Однако имеющий на то право по рождению или всё-таки пробившийся к нему имел возможность за довольно короткие сроки догнать лучшие на тот момент умы планеты, поскольку совокупный объём знаний, находящийся в распоряжении человечества, был весьма невелик, а сами по себе знания были относительно просты.
Разумеется, и тогда тоже требовалось и запоминание, и понимание, но всё-таки понять и запомнить законы Ньютона ощутимо проще, нежели уравнение Шредингера, методы функционального программирования или нейросетевые алгоритмы. В те времена грамотный судостроитель должен был знать принципы судостроения, обработки соответствующих материалов и основы механики, однако сейчас даже простому клерку приходится иметь дело с инструментами, далеко выходящими за рамки его профессии, – компьютерами и софтом на них.
Если же от сотрудника требуются ещё и прогнозы, анализ или тем более исследования, то количество необходимых пониманий начинает стремительно нарастать. Статистика, теория вероятностей, теория алгоритмов, матанализ, базы данных, программирование… В голове не помещается.
А раз не помещается, слишком велик соблазн и не помещать. Тем более оно и так в общем-то работает. Прочность корпорации столь велика, что её не могут сокрушить даже 95% совершенно неквалифицированных сотрудников. А уж сотрудники, всего лишь не знающие высшей математики, и подавно.
В принципе заполнять таблицы в Экселе, что-то там вяло программировать через пень-колоду, звонить поставщикам, креативить рекламу и расставлять продукты на полках можно обучить чуть ли не обезьяну. Оно ведь «работает и так». Да, с ошибками, запозданиями, не самым оптимальным образом, но ведь работает.
Однако как ни крути при стопроцентной некомпетентности сотрудников «работать и так» оно всё-таки перестанет. Поэтому на толпу «и так работающих» должно всё-таки приходиться некоторое количество разбирающихся в современных теориях, умеющих программировать в полном смысле этого слова, способных реально исследовать и понимающих устройство всего целиком. И вот как раз ими становится всё труднее стать, ибо требуемый объём знаний, несмотря на всё новые методы обобщения и передачи сведений, всё растёт, концепции всё сложнее для понимания, умения – всё более изощрённые, пространство сопредельных областей – всё шире.
Реально понимающий суть вещей сотрудник столь ценен, что может диктовать свои условия. Но, несмотря на это, взрывообразного роста количества подобных кадров не наблюдается: ведь для этого надо учиться пару десятилетий. Не просто ходить на занятия, а учиться в буквальном смысле этого слова. Вгрызаться в десятки весьма сложных областей, подход за подходом обламываться, но душить в себе мысль «я никогда не смогу, это слишком сложно» и делать ещё один подход, пока в конце туннеля всё-таки не забрезжит свет.
Несмотря на всеобщее среднее образование, пропасть между учёными и среднестатистическими людьми всё растёт. Хоть базовый уровень и стал значительно выше, но вся постройка стала выше стократно. Школьных знаний уже не хватает, чтобы понять хотя бы основы инженерных и научных отраслей. Не хватает даже институтских знаний. И в результате зазор, необходимый для приблизительного понимания того, чем занимается этот чел из НИИ, этот программист, инженер или физик, измеряется в десятках лет. Те и эти просто разговаривают на разных языках. Тот не смог бы объяснить этому, даже если бы очень захотел это сделать, – ему бы пришлось начинать своё объяснение за много лет до финального этапа разговора.
Разумеется, что в профессиональном, что в личном плане учёные (в широком смысле этого слова, а не только занимающиеся наукой) имеют тенденцию терять связь с остальной частью общества: на те «примитивные» темы, на которые разговаривают все, учёному разговаривать не особо интересно, ему хотелось бы поговорить о тех задачах, которые стоят перед ним или перед сообществом учёных в целом, но он не может об этом говорить, поскольку его просто не поймут. То есть вообще не поймут. Не в деталях – даже в базовых вещах.
Несмотря на отсутствие формальных запретов, эта пропасть имеет офигенную ширину. Бедный всё-таки имеет возможность разбогатеть. Безродному всё-таки может быть пожалован титул за особые заслуги. Родившийся с неправильным цветом кожи всё-таки может, сплотившись со своими собратьями, внедрить в общество мысль, что и они все – тоже люди. Но вот тут вот невозможно перепрыгнуть через требуемые двадцать лет, если не начал разбегаться ещё в детстве.
Можно сколько угодно убеждать «касту учёных», что остальные не хуже. Учёные про них и не думают, что они – хуже. Про них думают, что они – не учёные. Бери учебники, сиди за ними двадцать лет – и вуаля, ты с нами. Однако вполне понятно, что чисто технически так сделать могут только считанные единицы и то, если очень повезёт.
Вход демонстративно открыт для всех, но при этом войти всё труднее. На горизонте уже отчётливо видна интеллектуальная сегрегация. Да, в стадии становления, но угрожающе неизбежная. Не какая-то злая сила поделит мир на «интеллектуалов» и «дикарей», а просто само его, этого мира, текущее устройство. Если, чтобы остаться на месте, надо бежать изо всех сил, то даже при полной свободе бега, невзирая на пол и расу, до финиша добегут только считанные единицы.
Нет, упомянутые «дикари», конечно, будут более образованными, чем их предки, коих мы даже не считаем дикарями, но тут всё познаётся в сравнении. Они будут «дикарями» на фоне «касты интеллектуалов».
А теперь, внимание, ещё один вопрос: у кого будет больше шансов получить мотивацию, материальную поддержку и интеллектуальную помощь – у ребёнка представителя касты (который образован и весьма состоятелен) или у ребёнка «дикаря»? Ответ вроде бы очевиден: даже с грантами для особо одарённых, даже при отсутствии преград и при лояльном отношении со стороны интеллектуалов в среднем дети «дикарей» будут в существенном проигрыше. И каста, как легко догадаться, замкнётся.
Это будет аристократия нового типа, удерживающая свои позиции не столько при помощи физической силы подконтрольных ей войск, сколько при помощи своего положения: ведь это только её представители знают, как сделать, чтобы в квартирах и дальше было электричество, чтобы самолёты продолжали летать, а в телевизоре – кривляться дикторы. Те, предыдущие, только жрали в три горла и иногда защищали народ в войне с соседями, но у этих в руках рубильник от каждодневного благополучия каждого, который у них к тому же невозможно изъять – он без них не работает.
Не киберпанк, не элои и морлоки, нет-нет. Обычные граждане – даже чуть поразвитее нынешних, быть может, – и интеллектуалы, до которых обычным гражданам, как до Луны на четвереньках.
Обычные граждане – «дикари» – живут в других кварталах, ходят в другие клубы, потребляют другую культуру. Их не берут на работу, которая требует знаний и развитого интеллекта, но не потому, что они не того цвета или родились в бедной, неаристократической семье. Нет-нет, на работу не берут чисто по профессиональному несоответствию. В других кварталах они селятся, поскольку, наоборот, это интеллектуалы селятся рядом друг с другом. Никакой формальной сегрегации при очевидном этой сегрегации наличии. Причём система устроена так, что в отличие от предыдущих систем её изменения может добиться исключительно правящий ею класс – «интеллектуалы».
И это не просто «прогноз» – процесс уже идёт. Это видно на примере «элит», обучающих своих детей в школах, где образование устроено совсем не так, как для «быдла». Это видно на примере разговоров учёных в широком смысле этого слова с обычными людьми в интернете. Это видно в отделе кадров любой компании, где за реального инженера готовы перегрызть горло, но при этом к «офисным сотрудникам» относятся, как к расходному материалу. Это видно по почти полному исчезновению научно-популярных книг и по падению уровня научно-популярных передач до уровня «магического шоу».
Многие могут подумать, будто сей процесс можно остановить при помощи призывов к политкорректности и попыток называть незнание «альтернативным знанием». Или при помощи «запрета науки» и ухода всем скопом в «духовность» и «религию». Но так не выйдет. Электричество в домах нужно совершенно объективное, а самолёты должны совершенно объективно летать.
Поэтому сколько раз ни назови «дикаря» учёным, но любое его название сих объективных требований обеспечить не сможет. Равно как не сможет их обеспечить и зашкаливающая духовность, сопровождающаяся репрессиями против потенциальных представителей «касты интеллектуалов».
Единственный выход из всего этого (увы, маловероятный) – как можно более быстрый переход ко всеобщему и весьма интенсивному образованию. Не упрощение «среднестатистической» школьной программы, а усложнение – ведь средний уровень образованности, требуемый для преодоления будущего расслоения, существенно выше нынешнего. Мотивация к «пожизненному образованию» – то есть к обучению и после института тоже, во время работы. Создание для этого условий, подобных вечерним школам в СССР, и введение обязанности работодателя отводить часть рабочего времени под учёбу персонала.
Государство совместно с научными институтами должно разработать систему интернет-пособий, онлайновых и офлайновых обучающих курсов, должно постоянно заниматься выпуском передач, популяризирующих знания, и что немаловажно, добиваться того, чтобы в культурных произведениях постоянно раскрывалась крайняя полезность знаний.
Учёные (в широком смысле этого слова) должны тратить часть своего времени на обучение других и популяризацию тех областей знаний, с которыми они хорошо знакомы. Неучёные должны становиться учёными, а не отмазываться в стиле «да мне этого не особо-то и надо».
Высшее по нынешним меркам образование должно стать одновременно неотъемлемым социальным благом и социальной же обязанностью – так же как ими стало умение читать и писать.
Ну или, если вам так больше нравится, пусть будет интеллектуальная сегрегация.
Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права,
сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.
А что, когда-то где-то ситуация отличалась от описанной автором? Это первое. Второе - совершенно не согласен с утверждением, что Это будет аристократия нового типа, удерживающая свои позиции не столько при помощи физической силы подконтрольных ей войск, сколько при помощи своего положения. Наверх (особенно на самый верх) пробиваются, к сожалению, как раз-таки не самые умные (образованные, умеющие, интеллектуальные - нужное подчеркнуть, недостающее вписать)... Так что, ИМХО, аристократия, как и прежде, будет формироваться из наиболее нахрапистых, жестоких, беспринципных, но не наиболее знающих.
Роман, нет. Не то. Задача автора - подчеркнуть различие новой аристократии от всех типов прежних. В те можно было так или иначе пробиться: женитьбой, талантом, наглостью, подлогом, переворотом, революцией. А в эту - 20 лет, и никаких вариантов. И он не называет это правящим классом - по-моему, вы именно с этим спутали сейчас аристократию. Именно новая каста, из которой многие, впрочем, войдут в парвящий класс. Именно потому и каста - по классике, по-индийски. Разница лишь: в Индии надо было родиться в варне брахманов, а тут надо к ней идти лет этак с пяти. Задержался на пяток лет - всё, отстал почти непоправимо.
Ещё раз: так было не всегда. Римские императоры, Пётр и другие вводили в класс аристократов по заслугам. В позднем феодализме титул можно было покупать (граф Монтекристо). Раб мог свергнуть властителя и провозгласить себя императором. Можно было приобрести титул, купив владения (Портос). А тут - если не начал учиться вовремя - всё, кранты. Свергай кого хочешь, женись, на ком можешь - бесполезняк. Так что - нет, раньше так не было.
Кстати! Мастер, Вы упомянули "общество потребления". И упомянули, как мне кажется, в довольно-таки негативном ключе, верно? Вам такое общество не нравится, правильно я понял? В связи с этим, Вас не затруднит дать определение понятия "общество потребления"? И, как следствие, можно ли указать развитое общество (социум, цивилизацию и т.д.), в котором такие тенденции не возникли бы/не победили бы? Не будем брать примеры вроде чучхейской Северной Кореи или маоистского Китая, где режим сознательно трамбовал/трамбует население, пресекая подобные поползновения, а вот в нормальных государствах - где такое?
Роман, помилуйте! Я сколько времени подступаю к этому разговору, к этому раздумью даже. Вот на днях почти до утра эту тему с админом обсуждали (помните ещё Админа?). А Вы хотите, чтобы в одном комментарии... Нет, не получится.
Но, кстати. Сегодня слышал такое противопоставление: экономика достаточности против экономики роста. Вот где-то здесь... Главная сложность - не впасть в томас-морство...
Интересно, убедительно, но нежизненно. Не успеет западная (европейская, или можно христианская) дойти до описанного в статье уровня разделения людей на касты. Просто не успеет, выродится, или сломается под напором воинствующего исламского фундаментализма, или прогнется под тихим сапом накрывающей мир китайской экспансией. Посмотрите что творится - узаконенные однополые браки во Франции и Англии, не самых слабых европейских странах, между прочим. Разгул политкорректности, когда на законодательном уровне отрицаются аксиомы. Нежелание коренного населения обслуживать самих себя, а порой и защищать. Если в обозримом будущем не включатся защитные механизмы общества, если не сработает инстинкт самосохранения, то если не наши дети, то уж внуки точно почувствуют закат европейской цивилизации. Так что до интеллектуальных каст (по моему убеждению) дело не дойдет.:(
А я скорее согласен. Рассматриваю сценарий Кравецкого как хороший прогноз для маловероятных условий. Мир рухнет раньше. Точнее, неузнаваемо преобразится.
Правда, весьма может быть, что в новом его варианте как раз вовсю "заиграют" нынешние "зародыши" каст Кравецкого.
Простите, Роман, но Вы кое на что не обратили внимания. Там есть слова о растущем и уже критически выросшем зазоре между элементарным образованием и top science. Точно сказано: если для того, чтобы держаться на месте, надо что есть сил бежать, то для того, чтобы ликвидировать разрыв, нужно бежать феноменально. Добегут немногие единицы, сказал Кравецкий; если не начали разбег в детстве.
Вот это и есть разница с жрецами. Взяли тебя в школу, не спеша провели через ступени посвящени я лет за десять - и нормально. Причём, если учиться по-современному, то хватит и трёх лет; там же всё заритуализировано.
Те, кто не начал разбег в детстве, в касту не попадут за редчайшим исключением. Хотя формально вход свободен.
Не знаю, как ещё объяснить.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]