Такие Времена Четверг, 28.03.2024, 19:59 | RSS
Авторизация
Вы вошли как: Гость

Комментарии
Теперь – со Старым Новым!
Armator: Нет, я вовсе не хотел сказать, что сейчас плохо по части -
Теперь – со Старым Новым!
valov1957: Сейчас все не так плохо. Что бы купить хорошее вино тоже н
Ещё одна грань абсурда
Armator: Да вот именно - мне тоже кажется, что большая кровь неизбе
Ещё одна грань абсурда
valov1957: На мой взгляд дело не в могуществе СМИ, хотя их влияние ве
Как одна глобальная война
Armator: Да, согласен, есть там такие места, которые порождены скор
Как одна глобальная война
valov1957: При всем моем уважении к информированности Фалина статья м
О крылатых ракетах – из те
Armator: Я закончил, кажется, в начале 80-х; зато у меня есть неско
О крылатых ракетах – из те
valov1957: Остатки памяти подсказывают, что эту статью я в те времена
Календарь
«  Сентябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Главная » 2016 » Сентябрь » 19 » Несветлое будущее
22:58
Несветлое будущее


Политика сегодняшнего дня – очень сильный возбудитель, особенно если в ней происходят такие бурные события, какие мы наблюдаем в последнее время. Это естественно: обещанное на завтра наводнение несёт непосредственную опасность, и надо думать о ней и готовиться к ней, а не тратить часы и дни на обсуждение, скажем, глобального потепления или возможности катастрофического взрыва вулкана Йеллоустоун.

Но и забывать о таких вещах нельзя. И не только о природных катаклизмах, включая антропогенные, но и о фундаментальных – и вовсе не обязательно благоприятных – изменениях, которые грозят человечеству как социальной системе.

Сегодня я взял тему, по которой уже один раз высказался довольно подробно: куда ведёт растущая производительность труда (а уже окончательно не похоже, что она ведёт к всеобщему счастью). Высказывался я ещё в конце 2013 года, вот ссылки: начало, окончание. Если кто не читал – посмотрите; хотя не могу вам толком посоветовать – до чтения этого поста или после.

А сегодня хочу показать статью, менее широкую, чем мои, по перечню обсуждаемых вопросов, зато более структурированную, более сфокусированную именно на опасности или, если не хотите алармизма, на проблемности назревающих перемен. Написана она тоже не сегодня – в апреле прошлого года; достаю из загашника – у меня там много чего собралось.

Автор – Игорь Цесельский, вполне состоявшийся человек, практик, менеджер высокого уровня. Я склонен серьёзно относиться к тому, что он пишет. Хотя согласен не со всеми его предвидениями. То есть не то чтобы не согласен… скорее, не хочется верить. А кое с какими моментами согласен, но вижу для них иные причины – например, не придаю столь большого значения универсальному роботу: его существование не обязательно для того, чтобы наступили последствия, о которых говорит автор.

Особо обратите внимание на концовку статьи. Сквозь совсем другие слова угадываются принципы… социализма, да. Некоторые из основных принципов социализма, из той его части, которая относится к плановости, контролю над собственностью и т.п. И пусть это не испортит вашего отношения к автору. Как ни относись к марксизму, а смена общественно-экономических формаций – это наблюдательный факт; почему бы капитализму рано или поздно не смениться чем-то другим? Впрочем, это именно и составляет главную мысль статьи.

Итак, читайте статью Цесельского. Всё, что я над ней произвёл – убрал некоторые абзацы: на мой вкус, автор слишком ими увлекается. Надеюсь, он мне это простит.

Собственное название статьи:

«Человек труда» становится лишним элементом системы

Почему понятие «производительность труда» превращается в фикцию? Да потому, что грядет новый социально-экономический уклад.

Семьдесят лет назад у Советского Союза не было атомной бомбы. Впереди была Победа, но ещё была разруха, всеобщая мобилизация, разрушенная и милитаризированная экономика, а также колоссальные людские потери.

А атомной бомбы не создавали.

И была другая страна, которая к этому моменту уже имела этот козырь. Атомная бомба – это не просто листочек с формулами. Это технологический и производственный кластер. Это передовые разработки и огромные заводы по обогащению урана, это масса сопутствующих технологий, практически все – ресурсо-, энерго- и наукоёмкие.

Советский Союз сумел понять приоритеты и сумел решить поставленную задачу – обеспечить ядерное сдерживание. Хотя в 40-х годах единицы людей знали о том, что значительная часть страны работает на создание атомной бомбы.

Попробуйте представить в наше время задачу, сопоставимую по важности и в то же время по сложности с созданием атомной бомбы в 40-х. Обязано ли государство взяться за решение такой задачи, несмотря на технологическое отставание и на массу других проблем?

На мой взгляд, обязано. И такая задача есть. А точнее, это две взаимосвязанные задачи – технологическая и социальная.

МИР СТОИТ НА ПОРОГЕ НОВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УКЛАДА.

Растёт так называемая производительность труда, а вместе с ней и перепроизводство. Всё меньший процент людей обеспечивает всем необходимым остальное население. Общественные системы и экономики находят всё более изощрённые способы обеспечить взаимополезность и массовую занятость. Перелом настанет тогда, когда примитивные виды работ, требующие сегодня участия человека, смогут выполняться механизмами. И очевидно, что в ближайшие десятилетия будет создан универсальный робот, способный на широчайший спектр работ – от строителя до официанта и уборщика. Появление такого робота имеет не меньшее значение, чем создание атомной бомбы.

Можно моделировать последствия для разных областей общественной жизни, но одно явление принципиально важно. Человеческий труд в подавляющем большинстве сфер применения получит отрицательную стоимость. Попросту говоря, люди станут окончательно не нужны друг другу. То, что присутствовало и развивалось с начала цивилизации, перейдёт на качественно новый уровень.

Система, складывавшаяся вокруг перераспределения избыточного продукта, предусматривала необходимость участия человеческого труда, и такая необходимость являлась и является базовым элементом действующей системы.

САМО ПОНЯТИЕ «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА» ПРЕВРАТИТСЯ В ФИКЦИЮ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ТРУДОМ СТАНЕТ НАЖАТИЕ КНОПКИ.

С появлением универсального робота человек окончательно потеряет функцию продавца своего труда, оставшись только потенциальным потребителем. Миллиарды людей потеряют возможность что-то предложить друг другу. В определённом смысле возникнет экономический «зомби-апокалипсис», вызванный не болезнью, а тотальной бесполезностью. Миллиарды ненужных друг другу и системе человеческих особей, ищущих пропитания и социализации.

Обратите внимание на популярность и обильность фильмов о «зомби-апокалипсисах», а также фильмов-антиутопий, в которых основная часть человечества влачит нищенское существование, несмотря на бурное развитие технологий: все эти «Обители зла», «Голодные игры» и «Обливионы». Я думал, что это просто художественное предчувствие, но сейчас я считаю, что, помимо творческой части, тут задействованы и технологии типа «самосбывающихся пророчеств» и «Окон Овертона».

Все эти фильмы – не просто фантазии, а вполне реалистичные зарисовки на тему мира будущего, которые готовят и приучают нас к этому будущему. Их реализм не в деталях, а в принципе – миллиарды прозябают в хаосе, единицы наслаждаются жизнью.

Принципиально важно осознать, что миру будущего не нужна будет эксплуатация в привычном понимании. Никакие профсоюзы, защита прав трудящихся и прочая борьба за стандартно понимаемую справедливость в экономической деятельности не помогут. Суть не в эксплуатации, а в отмирании её необходимости. «Человек труда» становится лишним элементом системы. Взаимная надобность будет возникать только при переходе на более низкую ступень развития – как дикари занимают своё место в племени, но бесполезны в городе.

В переходный период система, контролирующая создание и эксплуатацию универсальных роботов, будет реализовывать и наращивать своё экономическое преимущество и технологический отрыв. Параллельно будет создаваться политическая, моральная и технологическая основа сегрегации и «расчистки» мира от «лишних» людей. Собственники и обслуживающие их творческие и высококвалифицированные кадры будут расчищать для себя жизненное пространство.

Основным глобальным инструментом регуляции системы будет война. Страны, не входящие в элитный клуб, будут даже не поставщиками ресурсов (это постольку-поскольку), а полигоном для ведения войны, носящей «производственно-утилизационный» характер. Война должна поглощать «лишние» человеческие жизни как с той, так и с другой стороны, компенсировать тотальное перепроизводство, придавать управляемость и осмысленность в переходный период. Помимо этого, она должна провести водораздел между «эллинами» и «морлоками» будущего мира. С той оговоркой, что «морлоки» будущего – это просто подлежащий утилизации лишний человеческий материал или забавные дикари вроде австралийских аборигенов и племён в Амазонии, а не объект эксплуатации.

После прохождения «переходного» периода, вероятно, сформируется система нового «эллинизма», основанная на праве владения некими привилегиями – праве на землю и вообще ресурсы, включая права, основанные на принадлежности к группе, контролирующей ресурсы и технологии. Низшим слоем будут специалисты, способные выполнять высококвалифицированную или творческую работу. Экономика будет ближе к феодальному устройству с его натуральным хозяйством замкнутого цикла, где важен не рынок, а контроль над достаточными ресурсами и способность этот контроль защитить (или присягнуть сильному сюзерену). При этом место «народа» займут роботы.

Принципиально осознать, что в системе, основанной на частной собственности в области производства и финансов, контроля над ресурсами и средой обитания, в случае утраты ценности человеческого труда неизбежно развитие ситуации по апокалипсическому для большинства населения Земли сценарию. Обмен трудом заменяется на предоставление доступа к контролируемым благам.

Единственный защитный механизм – система демократических выборов, создающая ценность обладателя «голоса» – практически утратила своё значение в связи с развитием технологий манипуляций и граничных условий «выборов». В захватившей умы украинцев идее уничтожения «ватников» я вижу участие специалистов, отрабатывающих технологии разделения «лишних» людей на взаимно аннигилирующие части.

Альтернативным вариантом будущего может быть только то, в котором создана противовесная система, опирающейся на другие принципы общественного устройства, которые бы подразумевали отсутствие необходимости депопуляции и утилизации «лишних» людей. Попытки противопоставить системы, основанные на одних и тех же «рыночных» принципах, ничего не изменят, общее развитие ситуации пойдёт по тому же пути. Точно так же как попытки остановить технический прогресс обречены на поражение.

СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОЙ IT-БАЗЫ И УНИВЕРСАЛЬНОГО РОБОТА ДОЛЖНО БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ «ЯДЕРНЫМ ПРОЕКТОМ».

Возвращаясь к сегодняшним реалиям и взаимосвязанным задачам (технологической и социальной), стоящим в настоящее время, можно сформулировать следующее:

1). Те государства или союз государств, которые не хотят быть жертвой «робо-апокалипсиса» и рассчитывают сохранить своё существование, должны обзавестись современным аналогом «атомной бомбы», обязаны обеспечить развитие собственной кибернетики, включая компонентный и программный уровень, а также вопросы энергообеспечения. Создание собственной IT-базы и универсального робота должно быть современным «ядерным проектом». Процессор плюс программа плюс энергия – это универсальный робот. Проект подобного рода – это вопрос выживания.

2). Такое государство должно обеспечить формирование экономической модели, способной функционировать в условиях отрицательной стоимости массового труда при сохранении и развитии уровня популяции.

Эта модель должна сочетать реализацию положительной роли мелкого собственника и предпринимателя с государственным контролем или собственностью на ресурсы, системообразующие и инфраструктурные предприятия, общественную среду обитания.

Государство должно обеспечивать генерирование общественно значимых и одобряемых задач, участие широких масс населения в решении которых должно создавать основу системы потребления и различия в его уровне. Необходимым условием такой системы является контроль государства над финансовой системой и расчётный характер бюджета.

В идеологическом плане такое государство должно представлять прямую противоположность социал-дарвинизму. Должно предполагать ценность человеческой жизни НЕ в критериях «успеха» и условной полезности для других, выраженной в количестве получаемых денег, но ценность жизни как «вещи в себе». Общественно признаваемой ценностью может быть развитие каждой личности, а система обучения – носить пожизненный характер. Основой такого подхода может быть официальный религиозный синкретизм.

Союз типа БРИКС вполне может справиться с такой задачей. Если её вовремя сформулирует. И реализует.

ВЗГЛЯД.РУ
 


Категория: Экономика | Просмотров: 1654 | Добавил: Armator | Теги: Социализм, социально-экономический уклад, рыночная экономика, Зомби-апокалипсис, война, выживание, стоимость труда | Рейтинг: 0.0/0

Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права, сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.

Похожие материалы:
Всего комментариев: 2
1 valov1957  
0
Ваша давняя статья мне как-то больше понравилась. Заумно здесь автор пишет, да и не жизненно, "универсальный робот"... Герберт Уэлс какой-то.

2 Armator  
0
Не без того... smile И - спасибо на добром слове!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В закладки
Категории
Космос [39]
Авиация [65]
Флот [55]
Оружие [36]
История [11]
Россия [21]
Политика [105]
Экономика [19]
Отдыхаем [47]
Сердимся [35]
Разное [16]
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Прорубь
  • Новый BadNews
  • Copyright TAKIE © 2024
    Хостинг от uCoz