Если рассматривать ситуацию с точки зрения кейнсианской теории, то китайцы должны немедленно прекратить сберегать, потратить всё на строительство мостов в гималайских ущельях, запустить программу поголовного льготного автокредитования, спустить на воду несколько сотен авианосцев, возвести колоссальные памятники и снизить ставку ЦБ до 0%. Всё это подстегнёт экономическую активность.
Если же посмотреть на ситуацию с точки зрения, которая предполагает, что истинным мотором создания благ является капитальные инвестиции, то Китай на полкорпуса впереди Запада.
Для начала. Китайцы обычно не ввязываются в экзотические финансовые игры и не покупают в кредит «Хаммеры». Китайские банки, сколь раздутыми и неэффективными не рисовал бы их Запад, требуют 20–30% предварительного взноса при покупке дома в кредит, при этом 2/3 объёма выданных кредитов обеспечены депозитами банка (в отличие от Запада-должника).
Далее:
• Долги домохозяйств в Китае составляют приблизительно 13% ВВП (в Америке – близко к 100%)
• Как показывает IPO (первичное публичное размещение акций – В.М.) Китайских железных дорог, правительство по-прежнему нацелено на приватизацию государственных компаний. В то время как на Западе национализируются целые индустрии.
• Продолжаются земельные реформы. Они включают в себя предоставление крестьянину прав землепользования, включая сдачу в аренду или продажу другому собственнику. И это в стране, недавно напоминавшей сплошной колхоз.
• Китай начал легализацию коротких продаж и маржинальных сделок. Для контраста: Запад ограничил их использование или выборочно запретил.
• Китай открывает свои рынки при помощи специальных инвестиционных программ QFII и QDII, снижает налог на владение недвижимостью, отменяет полностью некоторые другие, типа гербового сбора и налога на покупку недвижимости. Вдобавок, финансовый контроль ослабляется, плюс делаются шаги в сторону конвертируемости юаня.
• Китай полностью реорганизовал и приватизировал все крупные банки. Сельскохозяйственный банк Китая, третий по величине, недавно пустился в свободное плавание и должен или утонуть, или выгрести самостоятельно. Это прямо противоположно тому, что делается на Западе.
• Ещё: когда лопнул пузырь недвижимости, китайское правительство не приняло (пока) никаких массовых мер для спасения сектора. В США Казначейство плюс ФРС сделали всё от них зависящее, чтобы предотвратить падение рынка, выкупая на сотни миллиардов ипотечных бумаг.
Чтобы быть объективным, должен отметить, что китайское правительство склоняется к помощи местным авиакомпаниям, снижению стандартов кредитования и пообещало увеличение монетарной базы на 17% в этом году (2009 – В.М.) против 14,6% в прошлом. Оно также стало манипулировать ценой на горючее при помощи налога. Была объявлена программа разворота рек в южные засушливые районы стоимостью около 3 млрд долларов. Это должно создать рабочие места, подстегнуть сельское хозяйство и снизить различие в уровне жизни сельского и городского населения. И всё же, несмотря на эти искусственные меры, фундаментальные показатели как китайских потребителей, так и корпораций (большие сбережения, малые долги), предотвратят для Китая встречу с теми последствиями, с которыми столкнётся Англия, Япония, Европа и США в этом году.
Определённо, китайцы что-то делают не так. Их близорукий либерализм обернётся для них полным крахом, правда?
* * *
Ослеплённые кейнессианскими идеями, вместо того, чтобы поблагодарить китайцев за строительство и финансирование американской мечты, некоторые умудряются винить их в том, что они накопили слишком много! Дескать, это их высокий уровень сбережений, требующих инвестирования, в первую очередь ответствен за кредитный пузырь.
Это полностью игнорирует роль, которую Центральный банк играет в установлении искусственных процентных ставок, и роль различных федеральных ипотечных агентств, в нарушении работы рынка.
Главные представители Конгресса США, а также глава ФРС Бен Бернанки, продвигают новый план по стимулированию экономики, а Белый дом ищет другие пути траты денег ради спасения страны от кризиса. Экономисты Нуриэль Рубини и Пол Кругман каждый предлагают план поддержки в 600–850 млрд. долларов, а избранный президентом Барак Обама заявляет, что при его администрации дефицит не будет иметь значения.
Вот только проблема в том, что, даже если они смогут организовать политическую поддержку и одобрение граждан, план работать не будет.
Для того чтобы профинансировать стимулирующий 168-миллиардный пакет в 2008 году, Конгрессу пришлось занимать деньги за границей. Деньги пришли не из подвалов Казначейства, а от иностранных вкладов Японии, Китая, России и Ближнего Востока. Политики взяли заём, который должен быть оплачен налогоплательщиками – с процентами.
Получив скидочный купон по почте, многие американцы прилежно тратили деньги, как и было сказано – покупая в местах типа «Уолмарт». «Уолмарт», в свою очередь, большую часть этих денег посылал обратно производителям – в Китай. А китайцы, в свою очередь, использовали эти деньги, чтобы купить ещё долговых обязательств Казначейства США.
Без Китая США не имели бы никаких возможностей временно стимулировать экономику. Без Китая США не имели бы никаких возможностей финансировать свой огромный дефицит. И без Китая у США не будет надежды на следующий тур липовой стимуляции.
В случае, если новый план по стимулированию экономики пройдёт через Конгресс, финансировать его опять будут иностранцы, если только он не будет включать в себя сокращение госрасходов или увеличение налогов (напрямую или через инфляцию). И так до тех пор, пока иностранцы не устанут от этих бесконечных циклов и не сфокусируют свои инвестиции где-нибудь за пределами США.
* * *
Как уже упоминалось выше, в последний год по меньшей мере 67 000 заводов закрылись по всему Китаю, обратно на семейные фермы отправились сотни тысяч трудовых мигрантов. Это может быть очень болезненно в ближайшей перспективе, но китайцы хотя бы допускают банкротство, чтобы очистить рынок от неэффективных бизнесов.
В США банкротство больше не работает. Вместо этого более 8,5 трлн долларов используются для поддержки недееспособных фирм, таких как «Сити», «Фэнни Мэй», «Фредди Мак», AIG.
Результатом будет являться то, что в долгосрочной перспективе Китай в целом будет способен адаптироваться к новым условиям рынка. Он будет преуспевать, потому что слабые компании будут вычищены с рынка, а капитал перераспределится между наиболее эффективными участниками. Правительство и сейчас продолжает приватизацию государственных предприятий и допускает их банкротство. На Западе же всё будет ровно наоборот.
Единственный неизвестный фактор – это сколько ещё вреда американской валюте принесёт ФРС, которая, возможно, вообще распугает всех иностранных инвесторов.
Если можно верить истории, то, когда Китай опять встретится с неопределённостью в каком-нибудь 2019 году, у него за спиной будут почти 2 трлн резерва и твёрдая финансовая основа. Вот уж чего нельзя сказать о США. Может, иностранные наблюдатели заметят, наконец.
Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права,
сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.