Извините за такой неподходящий форм-фактор. Это малоизвестная разработка, в тексте о ней написано
Продолжаю антологию конкурсов по новой технике, объявлявшихся Роскосмосом в последние годы. Повод – новость про «Ангару», которую новый глава космического ведомства назвал тупиковым проектом. Цель – показать, что это заявление вполне ложится в русло той, скажем так, неразберихи в стратегии отрасли, которая имела место в 2000-х и, как видно, благополучно перешла в 2010-е.
Статья была написана для старого блога по горячим следам свежей новости. Мне тогда ещё живо помнилась статья о конкурсе 2006 года по пилотируемому космическому кораблю, поэтому я назвал статью про конкурс на РН:
И снова здравствуйте
16 марта 2009 года в прессе появилось сообщение, что Роскосмос в ближайшие дни объявит победителя в конкурсе на разработку проекта ракеты-носителя, которая понесёт нас на Луну.
Что тут скажешь? Я, как известно, большой сторонник всяких высоких дел, и в одну из первых очередей – освоения космоса. Я также сторонник конкурсов, в надежде на то, что в жюри сидят компетентные и непредвзятые люди. Вот только я недостаточно доверчив, и память есть. Первая мысль, которая возникла – это ж недавно было…
Правда, касалось не носителя, а корабля, да дело не в этом. Дело в том, что кончилось ничем, даже хуже, чем ничем, простите за каламбур. Я об этом писал почти год назад (это тогда, в 2009-м; сейчас надо читать: «я только что выложил здесь статью об этом»). Тот конкурс быстренько, в течение нескольких месяцев, сошёл на нет.
Боюсь, что нынешний «тендер» ждёт та же судьба.
И потом, вот что интересно. Как сказано в сообщениях о конкурсе, один из претендентов, хруничевская ракета «Ангара», разрабатывается с середины 1990-х годов. Подтверждаю, сам малость участвовал. Никто не хочет спросить: чего ж не разработалась? Это мой первый вопрос, и я в общих чертах представляю себе ответ – как вы понимаете, потому что участвовал.
Работа шла урывками: то генподрядчик начисляет нам деньги, и наступает «обострение», то не начисляет, и тогда главный конструктор работу свёрывает, людей ставит на другие задачи – народу-то вечная нехватка, когда такое «импульсное» финансирование. С конца 1990-х я, как помнится, пережил три таких цикла. Причём, заметьте, каждый раз бОльшая часть людей при очередном обострении оказывается новой, потому что старые уже в другое плотно втянулись, и ставят тех, кто в принципе, по квалификации, может и при этом в данный момент занят не выше крыши.
Естественно, ничего путного в таких условиях не получается, каждый раз начинают чуть не с нуля. Второй вопрос: а почему тогда обходились без конкурса? Что, денег шибко много было в каком-нибудь 2001 году?
Так, в 2005 году я писал статью про перспективу околоземной пилотируемой космонавтики. Это было время, когда вовсю пиарился «Клипер». В той статье в качестве возможных носителей «Клипера» перечислялись аж три проекта: та же «Ангара»; некая «Онега» от РКК «Энергия» – развитие «Союза», с увеличенной массой полезной нагрузки; и «российско-украинский «Зенит 2» (который не проект, а реальная ракета).
Вот такой был оптимизм. Что сейчас? Где «Ангара», я вроде уже намекнул. Да и сам Роскосмос говорит, что «первый рабочий полёт» ракеты – победительницы конкурса состоится в 2018 году. «Зенит» летает, но теперь его что-то перестали называть «российско-украинским».
«Онега»? Её в начале прошлого десятилетия двигали как совместную разработку РКК «Энергия» и самарского ЦСКБ «Прогресс», как новое поколение наследников королёвской «семёрки», замену сегодняшним «Союзам». Может быть, это она стала теперь называться «Русь» (старая «Русь», не «Русь-М») – при том, что теперь «Энергия» уже не поминается в числе её разработчиков. Интересно, за это время смогли спроектировать только новое название, или всё ж что-то ещё удалось сделать?
Впрочем, формально ни «Зенит», ни «Онега» не подходят – ведь в сообщении о конкурсе говорится, что требование к грузоподъёмности – минимум 20 тонн на низкую околоземную орбиту. У «Зенита» меньше, и вообще надо забыть про «Зениты», потому что Днепропетровск – там они делаются, – я уверен, среди конкурсантов не фигурирует.
Почему не фигурирует Днепропетровск (КБ «Южное») – понятно. А вот почему в сообщении не видно ни «Энергии», ни ГКНПЦ им. Хруничева – вот это непонятно. Ведь «Энергия» – так сказать, основоположник «союзостроения», а «Хруничев» – разработчик «Ангары»! Ладно, с «Энергией», вероятно, ясно, – вместо неё по «Союзам» теперь «Прогресс». А «Хруничев»? Что, значит, та же «Ангара» уже не рассматривается как участник конкурса?
(Видите? Уже было это – «отмена» «Ангары»).
Меня не успокаивает, что две фирмы, названия которых присутствуют в сообщении, даны после присловья «в частности». Ничего себе, частности!
Среди этих двух «в частности» указан миасский Центр имени Макеева. Сначала я удивился: всё, что есть у «Макеева» по гражданским ракетам, это модификации боевых лодочных ракет, а они, как известно, по меркам ракет-носителей совсем маленькие. А тут – на Луну!
Но по уточнении выяснилось, что есть и куда более крупная разработка – РН «Россиянка» с потенциалом 21,5 т на низкую орбиту. Это она на картинке. Поскольку я до сих пор о ней не знал, то полагаю, что кто-то ещё может не знать, вот и поставил информативную картинку.
Классная разработка: на кислороде и сжиженном природном газе, первая ступень многоразовая, держит полный отказ одного маршевого двигателя…
Но какова степень готовности этой разработки? И, что не менее важно, – кто будет её строить?
Я посмотрел: диаметр самой большой макеевской ракеты – 2,4 м; а у «Россиянки» мы видим 4,1 м. Это совсем другое оборудование, и стоит оно миллиарды. Что, вместе с разработкой будем полностью переоснащать завод? Вряд ли. Такое оборудование есть на «Хруничеве», потому что 4,1 м – это диаметр «Протона»; но захотят ли там строить чужую ракету, когда есть своя? Или по-другому: удастся ли настолько сломать руководство «Хруничева», что они станут строить макеевскую ракету вместо своей?
Сомнительно. Это даже не революция, это какой-то террор должен быть. Геноцид.
Могу объяснить для себя, почему не упомянута РКК «Энергия». Она по горло загружена изготовлением кораблей для программы Международной космической станции, каковая будет жить ещё годы и годы, дай ей бог здоровья. Строить новое производство? На это у Роскосмоса денег и без кризиса не хватит. Да и место в городе Королёве где взять?
Вот «Прогресс» – это да. Там умеют – во всяком случае, умели, – делать самые большие ракеты – это ведь там строили сверхтяжёлую «Энергию» с диаметром ступеней около 8 метров. Хотя неизвестно (широкой публике и мне в частности), что сейчас осталось от тех технологических линий. Да и не идёт речь в конкурсе о сверхтяжёлом классе.
Там же, на «Прогрессе», делают и «Союзы». Однако «Союз» с его диаметром 3 м – ракета среднего класса. У сегодняшних серийных «Союзов» грузоподъёмность порядка 7 тонн – а нужно-то 20! Даже те модернизации, о которых так много говорилось, зацеливались под «Клипер», а это 14 тонн. Я, конечно, не всё понимаю, но сомнительно мне, чтобы можно было домодернизировать «Союз» с 7 тонн до 20. Это какая-то каша из топора получатся…
Всё же самое странное, если окажется, что «Хруничев» в конкурсе действительно не участвует. Единственная фирма в стране, которая сейчас делает ракеты именно тяжёлого класса, пусть и не допускаемые по требованиям безопасности к выведению людей. Но зато на ней есть реально функционирующие линии для изготовления ступеней диаметром до 4,1 м – а вряд ли тяжёлый носитель целесообразно делать значительно более тонким. Ну и, опять же, «Ангара», хруничевский проект, на который уже потрачена уйма денег, времени и сил...
Так что ж происходит? Непонятно.
Теперь о корабле. Из сообщения следует, что на него опять объявлен конкурс. Жаль, подробностей нет, надо будет проследить. Зато сказано, что допускаются и иностранные компании. Неужели закажем наследника «Союзов» на стороне? Не верится. Но тогда – о чём речь?
Мы уже собирались не так давно кооперироваться с Европой, что получилось, известно, а если подзабылось, то посмотрите здесь: http://bwana.ru/?p=37. Впрочем, о том, что с Европой мы по кораблю расплевались ещё в 2006-м, сказано и в самом сообщении про конкурс. Зато в моей ссылке можно чуть-чуть посмотреть, что такое лунный корабль, чем он отличается от того, что есть сейчас реального у нас и у Европы.
В общем, опять от этих сообщений мутное чувство остаётся. При социализме нам вообще не говорили, что собираются делать – секретно! Сейчас скорее наоборот: наговорят сорок бочек арестантов, а малость подумаешь, вспомнишь то да сё, – и получается примерно то же, что «в девять раз более сногсшибательный объём» (если кто не знает, это из рекламы туши для ресниц).
Ладно. Результаты конкурса по ракете обещают сообщить 25 марта, а по кораблю – в мае. Недолго ждать осталось.
***
Ждать тогда действительно пришлось недолго. А вот с обсуждением результатов я затянул, произведя это лишь к Дню космонавтики следующего, 2010 года. Зато уж обсудил от души, в нескольких сериях, с картинками, ТТХ и всё такое прочее. До Нового года, видимо, не успею, а после – обязательно выложу эту статью.
Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права,
сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.