Такие Времена Суббота, 20.04.2024, 01:32 | RSS
Авторизация
Вы вошли как: Гость

Комментарии
Теперь – со Старым Новым!
Armator: Нет, я вовсе не хотел сказать, что сейчас плохо по части -
Теперь – со Старым Новым!
valov1957: Сейчас все не так плохо. Что бы купить хорошее вино тоже н
Ещё одна грань абсурда
Armator: Да вот именно - мне тоже кажется, что большая кровь неизбе
Ещё одна грань абсурда
valov1957: На мой взгляд дело не в могуществе СМИ, хотя их влияние ве
Как одна глобальная война
Armator: Да, согласен, есть там такие места, которые порождены скор
Как одна глобальная война
valov1957: При всем моем уважении к информированности Фалина статья м
О крылатых ракетах – из те
Armator: Я закончил, кажется, в начале 80-х; зато у меня есть неско
О крылатых ракетах – из те
valov1957: Остатки памяти подсказывают, что эту статью я в те времена
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Октябрь » 31 » «Замволт» спущен на воду, продолжение
22:37
«Замволт» спущен на воду, продолжение


Это продолжение ЕДИНОЙ большой статьи. Она написана по поводу эсминца «Замволт», но по факту содержит всю историю движения к идее концtпции DDG-1000 с момента появления ракетного оружия.

Если не хотите пропустить интересное, прочтите начало!



«Арсенал шип»

«Корабль-арсенал» предназначался для нанесения массированных ракетных ударов прежде всего по наземным целям – в частности потому, что у потенциальных противников США не так много целей для крылатых ракет «корабль-корабль».

Разумеется, «арсенал» должен был дополнять авианосцы, прежде всего в условиях, когда палубную авиацию было невозможно применять по метеоусловиям, когда из-за сильной неподавленной ПВО это было слишком рискованно, а так же – когда, по экономическим причинам, на передовом рубеже целесообразнее было держать не крайне дорогой в эксплуатации авианосец, а ракетоносец, не требующий для поддержания боеготовности регулярных полётов палубных самолётов.

Основные усилия проектантов были сосредоточены на архитектуре корабля: требовалось обеспечить всепогодный, залповый или растянутый во времени, пуск 512 крылатых ракет. А кроме того – всемерно сократить стоимость постройки и эксплуатации, поскольку цена уже самого по себе этого боекомплекта превышала стоимость обычного крейсера.

Предполагалось, что на «корабле-арсенале» будет минимальный экипаж – не более полусотни человек, – будет какая-никакая, но конструктивная защита – впервые после длительного перерыва. Однако мало какая конструктивная защита выдержит попадание современной (особенно советской) противокорабельной ракеты, поэтому большое внимание уделялось снижению заметности – благо, полтора десятилетия исследований технологии «стелс» дали кое-какие результаты.

Для обеспечения минимальных колебаний «плавучей ракетной базы» в неспокойную погоду изучались разные гидродинамические решения, например, форштевень, не всходящий на волну, а прорезающий её.

Однако боевой опыт и элементарный здравый смысл не позволили воплотить «корабль-арсенал» в первоначальном виде – американцы не решились оставить громадный склад ракет совсем без других видов оружия. На корабле появились вертолёт, универсальные артиллерийские установки, даже системы РСЗО для огневой поддержки десанта, ЗРК самообороны, а в надстройке – РЛК для их наведения... Что отнюдь не способствовало удешевлению нового корабля.


«Страйкер» Рене Луара

Между тем, предельно дешёвый вариант корабля под такую концепцию в 1997 г. предложил французский кораблестроитель Рене Луар. Он оттолкнулся от опыта боевого применения крылатых ракет в Фолклендской и так называемой «танкерной» войнах, который показал: современные танкеры или контейнеровозы выдерживают попадания ПКР (правда, отметим – речь идёт не о тяжёлых «Томагавках», или, тем более, «Гранитах», а о малогабаритных «Экзосетах», но всё же...), а вот современные боевые корабли – нет! Луар предложил строить корабль-ракетоносец, названный им «Страйкер», из модулей танкерной архитектуры – из толстых стальных листов, с двойными бортами и широким междубортным пространством, заполненным стальными трубами большого диаметра:



Модули предложены нескольких типов: боевые с УВПУ, управления, жилой, энергодвигательный, оконечности.  Поперечное сечение – прямоугольное, обводы в плане – тоже, обтекаемый профиль – в вертикальной плоскости. Надстроек не предусмотрено, только выдвижные мостик, антенны и шахты воздухозаборников, поэтому волны свободно перекатываются по палубе, уменьшая сопротивление и заметность как в радио-, так и в ИК-диапазоне.



Р. Луар предположил, что постройка «страйкеров» будет настолько дешёвой, что корабль может быть даже одноразовым: в самом деле, по стоимости постройки – 100 млн долл. за корабль – «Страйкер», несущий полтысячи КРБД, сравним с 2-3 тактическими ударными самолётами! Но проект французского конструктора оказался слишком смелым для американского флота.

Ожидались сложности и иного характера.

Рассматривалась, например, возможность применения «корабля-арсенала» для противоракетной обороны на театре военных действий, для чего корабли с комплексом «Иджис» уже применяются. На «корабле-арсенале» соответствующих систем поиска целей и наведения нет, только дальнобойные ЗУР, – значит, должна действовать группа кораблей, как «арсеналов», так и оснащённых «Иджис». Но корабль с РЛК может быть выведен из строя противорадиолокационной ракетой, для этого его даже не обязательно топить. А «корабль-арсенал» после этого теряет боевое значение, превращаясь в обычный плавучий склад...

Как бы то ни было, в 1996-1997 гг. были разработаны и предложены пять конкурсных проектов «корабля-арсенала», на что каждая из пяти конкурирующих фирм получила от Пентагона по 1 млн долл. В течение следующего года работу продолжили уже три отобранные по итогам первого этапа промышленных группы, возглавляемые фирмами «Дженерал Дайнэмикс», «Локхид Мартин» и «Нортроп Грумман» (они должны были получить уже по 15 млн долл.). В 1998-м предполагалось выбрать победителя и начать постройку опытного корабля, испытания которого планировались на 2000-й год.

Однако в конце 1997 г. программа создания «корабля-арсенала», стоимость которой оценивалась приблизительно в 520 млн долл., была закрыта.

Основной причиной следует считать выявившуюся в ходе анализа конкурсных проектов неуниверсальность даже не самого корабля, а всей предлагаемой системы оружия, включающей корабль, имеющиеся либо разрабатываемые ракеты и внешние системы, как целеуказания, так и обеспечения функционирования.

В самом деле, не было способа наведения КРБД на движущиеся наземные цели (да и сейчас он всё ещё разрабатывается); в стадии разработки находятся боевые части (неядерные, естественно) КРБД для поражения танковых колонн. Не было у «арсенала» средств самозащиты от угрозы из-под воды – как от подводных лодок, так и от мин. Наконец, определённые претензии вызвало и «сердце» проекта – УВПУ: взрыв ракеты в контейнере или при старте маловероятен, но не исключён, а в последнем случае из строя может выйти весь модуль, а то и вся пусковая установка...

Словом, пришли к выводу, что такой корабль американскому флоту не нужен.

Но какой-то новый нужен!

«Арсенал» должен был действовать не в вакууме, а в комплексе с другими кораблями – авианосцами и различными кораблями эскорта. Вот последние и принялись реформировать. В 1997-м «арсенал» объединили с программой создания корабля ПВО CS-21 в... эсминец следующего поколения. До ноября 2001 г. программа называлась DD-21, потом – DD(X), а в 2006-м головной назвали DDG-1000.


Проектное изображение DDG-1000 «Замволт» фирмы «Нортроп-Грумман», вариант 2005 г.: длина 183 м, ширина 24,5 м, осадка 8,41 м, водоизмещение 14564 т, энергетическая установка – 2 ГТД «Роллс-Ройс МТ30» по 36 МВт, скорость 30 уз.



Ракетный эсминец XXI века

Название класса кораблей «крейсер» существует с середины XIX в, а «эсминец» – с начала XX-го. До 1970-х годов различие кораблей этих классов имело какое-то значение, хотя чем дальше, тем меньше. В конце концов, советские ракетные эсминцы проекта 58 стали ракетными крейсерами уже в конце 1950-х, а эсминцы проекта 956 1970-х годов по размерам, водоизмещению и огневой мощи вполне соответствуют лёгким крейсерам Второй Мировой. Американские эсминцы типа «Орли Бёрк» отличаются от крейсеров типа «Тикондерога» только тем, что несут не 122, а 90 ракет в УВПУ и не два, а одно 127-мм орудие, а японские «эсминцы» – это практически авианесущие крейсера!

Поэтому пусть традиционная американская классификация не обманывает – правильнее говорить о «многоцелевом эскортном корабле», способном бороться с надводным, подводным, воздушным и наземным противником, защищать от угрозы с неба и из-под воды авианосцы и десантные транспорты.

...В одной из книг по истории отечественного флота глава об атомных ракетных крейсерах типа «Киров» названа «Полный разгул». И это обосновано, поскольку корабли, первоначально задуманные как сторожевые (!), в конце концов стали тяжёлыми крейсерами, несущими все виды корабельного вооружения, кроме межконтинентальных баллистических ракет и минных тралов.

Но что тогда сказать про американские «эсминцы» DDG-1000? Судите сами...

Главным оружием новых кораблей должны быть УВПУ Mk-57 в составе 20 блоков по 4 ячейки в каждом. В ячейке может быть КРБД «Томагавк», ЗУР SM-3 (способная «достать» головку МБР или спутник на низкой орбите!), 4 ЗУР малой дальности ESSM (на базе самолётной «Спарроу»). Должны быть ещё противолодочные ракеты ASROC, но сведения об их применении на DDG-1000 в разных источниках различаются.

Однако самое интересное в Mk-57 – её размещение. Если блоки Mk-41 ставили в отсеки в диаметральной плоскости корабля, то модули новой УВПУ размещаются у борта – по 6 в носовой части и по 4 – в кормовой. На создание ПВПУ – периферийной ВПУ – разработчиков подвигло стремление исключить вывод из строя всей установки от нештатного подрыва одной ракеты. От внутренних помещений корабля отсеки ПВПУ отделены 12-мм стальным листом, а снаружи защищены 14-мм обшивкой (в нижней части, почти у ватерлинии, тоже 12 мм).


На схеме, впереди и позади надстройки, серым цветом обозначены расположенные побортно ПВПУ

Именно ПВПУ стала одной из причин того, что в конкурсе проектов победу одержало предложение «Нортроп Грумман»: у конкурента («Дженерал Дайнэмикс») размещение ВПУ было традиционным.

Кроме того, в основном для поражения наземных целей, эсминец вооружён двумя новыми артиллерийскими установками AGS (от англ. «перспективная артиллерийская система»). Каждая из 155-мм пушек должна отправлять 12 снарядов в минуту на дистанцию 100 миль, причём для повышения точности предполагается использовать даже снаряды со спутниковой навигацией. Боекомплект – 600 155-мм выстрелов. Для самообороны – две 57-мм корабельных пушки Mk-110 (220 в/мин, 9 миль).

Для управления всем этим великолепием используется радиолокационный комплекс с ФАРами, интегрированными в стенки надстройки. Принципиальным новшеством является работа РЛК одновременно в двух диапазонах – X и S (сначала предполагалось – L), что увеличивает как число отслеживаемых объектов, так и точность определения их координат.

Оснащён корабль и гидроакустическим комплексом с антенной в носовом бульбе, и ещё одной – буксируемой. Отведено место и для вертолётов – двух типа H-60 и трёх беспилотных (ещё одно преимущество проекта «Нортроп»: больший размер полётной палубы, позволяющий работать двум вертолётам):



Всё перечисленное впечатляет, но, в общем, не представляет чего-то уж очень нового. Гораздо революционнее архитектура нового корабля, и, соответственно, его внешний вид. Логика проектировщиков была следующей.

Оценка возможных угроз американским боевым кораблям показала: противник просто не сможет приблизиться на дистанцию, с которой гарантированно поразит их крупнокалиберной артиллерией, неуправляемыми ракетами или бомбами. До некоторого времени так же думали американцы и про подводные лодки с торпедами. А наиболее опасными признавались и признаются противокорабельные крылатые ракеты.

Их, конечно, можно сбить, но это – процесс вероятностный (можно ведь и не сбить...) Попадание ПКР – даже «Экзосетов», которые у Франции закупали все подряд, – как минимум, существенно снижает боеспособность корабля, а уж если до цели добирается «монстр» типа П-15 с её почти тонной боеголовкой...

Но ПКР должна ещё попасть в цель, а для этого – захватить её своей системой наведения. Системы же наведения работают во вполне определённых диапазонах электромагнитного спектра – радио, ИК и оптическом. Любые помехи, опять же, не абсолютны, и остаётся одно – снижать заметность! И прежде всего для радиолокаторов, т.е. осваивать технологию «стелс».

Борта кораблей обычно либо вертикальны, и в этом случае радиолокационная волна отражается прямо на приёмную антенну; либо наклонены наружу, из-за чего отражённый на морские волны радиолуч даёт сложную интерференционную картину, увеличивающую эффективную площадь рассеяния и, соответственно, заметность. Далее, надводный корабль должен противостоять волнам, т.е. постоянно немножко подниматься и опускаться на волнении, – и тогда даже неподвижное судно не совсем неподвижно и «вылавливается» допплеровскими РЛС на фоне помех.

Значит, борта корабля и стенки надстройки должны быть наклонены внутрь («завалены»), а форма корпуса должна быть такой, чтобы не всходить на волну, а прорезать, даже протыкать её. Получился некий возврат к формам броненосцев рубежа XIX-XX вв. на новом витке технического развития:



Новая гидродинамическая форма потребовала широкомасштабных научно-исследовательских работ, продолжавшихся не менее четверти века (подобная форма рассматривалась в разных программах, но применение нашла только сейчас). Их апофеозом стал «Си Джет» – прототип DDG-1000 в масштабе 1:4,5, – ходовые испытания которого начались 30 ноября 2005 г.


«Си Джет» во время ходовых испытаний

А вот его носовая часть:



Впервые на крупном боевом корабле винты «оделись» в кольцевые насадки, которые практически уже превратились в водомёты. Это решение призвано всемерно снизить собственные подводные шумы, что, с одной стороны, затруднит наведение вражеских торпед, а с другой – облегчит жизнь своим гидроакустикам. В том числе и для этой цели на новых эсминцах применено полное электродвижение, т.е. винты вращаются электромоторами, питание на которые подаётся от газотурбинных генераторов (в перспективе могут использоваться и другие источники тока).


«Си Джет», винт в кольцевой насадке

Надо сказать, что для американского кораблестроения это – повторение пройденного. Ещё в начале XX в. в США строили (и до Второй мировой войны успешно эксплуатировали) линкоры с паротурбоэлектрической энергоустановкой. Но тогда её суммарная мощность не превышала 30 МВт, а сейчас – 72 МВт (водоизмещение кораблей, соответственно, ок. 34 и ок. 15 тыс. т), причём в начале прошлого века эту мощность «переваривали» четыре электродвигателя, сейчас – два. Очевидно, их разработка стала нетривиальной научно-технической задачей... Например, сначала предполагалось, что в гребных электромоторах будут применены постоянные магниты, однако создать такие агрегаты не удалось.

Проектанты «Нортроп» установили гребные электродвигатели традиционно, в корпусе корабля, а специалисты «Дженерал Дайнэмикс» предложили вынести их во внешние гондолы. Такое решение – не новость для различных высокоманевренных судов (гондолы, как правило, поворотные), даже для гигантских круизных лайнеров; но для боевого корабля, с повышенными требованиями к подводному шуму и взрывостойкости, его сочли слишком смелым...

Сокращение численности экипажа до 142 человек (в полтора-два раза) для американского флота также достаточно революционно. Оно обусловлено не только комплексной автоматизацией, но и существенным повышением межремонтного ресурса агрегатов и систем, что позволяет проводить всё техническое обслуживание только в базе, по завершении похода. Кроме того, механизированы, даже автоматизированы, операции, на которые кораблестроители не обращали внимания никогда: погрузка боезапаса, продовольствия, расходуемых материалов.

Особое внимание уделено системе пожаротушения, причём окончательного решения пока не найдено: не удаётся совместить требования противопожарной безопасности для мирного и военного времени.

Всего в DDG-1000 используется 10 принципиально новых конструктивно-технологических решений, ранее не применявшихся на боевых кораблях.

Окончание следует

Категория: Флот | Просмотров: 3870 | Добавил: Armator | Теги: Стелс, «Си джет», DDG-100, фар, «Замволт», Zumwalt, эскадренный миноносец, УВП Mk-57, установка вертикального пуска | Рейтинг: 0.0/0

Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права, сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.

Похожие материалы:
Всего комментариев: 2
1 Observer  
0
Все принятые на Замволте меры по снижению ЭПР привели к тому, что он выглядит на радаре как обычный корвет с водоизмещением в 2000 тонн. Как вы понимаете - никаких проблем с наведением и поражением такой цели ПКР не имеется.

Это вообще была дурацкая идея - строить бандуру в 15.000 тонн водоизмещением, и пытаться сделать ее малозаметной для радара. Тут или одно, или другое. Или вы строите быстроходный ракетный катер на 600 тонн, делаете его малозаметным - и радуетесь проблемам с наведением ПКР. Или строите бандуру - и вынуждены обвешивать ее противоракетной обороной, поскольку скрыть ее от ПКР невозможно.

2 Armator  
0
Тождественно согласен. Я вообще отношусь к погоне за великой радионезаметностью с большим скепсисом.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В закладки
Категории
Космос [39]
Авиация [65]
Флот [55]
Оружие [36]
История [11]
Россия [21]
Политика [105]
Экономика [19]
Отдыхаем [47]
Сердимся [35]
Разное [16]
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Прорубь
  • Новый BadNews
  • Copyright TAKIE © 2024
    Хостинг от uCoz