Не буду даже пробовать пересказывать речь, произнесённую Путиным в Ялте, на оригинальном – это сарказм, а констатация, – собрании представителей Госдумы и правительства. Её давно поделили на участки – от крымского вопроса до выступления Жириновского, – изложили коротко эти участки и сформулировали главную, типа, неожиданность: мол, ждали угрожающих заявлений, а получили нечто вроде программы компромисса. Все, кому это хоть сколько-то интересно, всё уже знают. А я приведу один комментарий к этой речи, опубликованный в журнале «Профиль».
Не то чтобы «Профиль» вот так уж мне нравится; напротив, кое что там мне не нравится категорически. Но, во-первых, негоже уподобляться людям, которые слышат только то, что им нравится. А во-вторых, «Профиль» нельзя назвать узко ангажированным, жёстко тенденциозным и т.п. По крайней мере, я так считаю.
Комментарий этот от Фёдора Лукьянова, который, как известно, не только главред журнала «Россия в глобальной политике», но и председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике. Совет этот – неправительственная организация, в которой собрались люди, изрядно различные по своим взглядам. Это различие, по моим ощущениям, как-то отображено и в самом Лукьянове; порой, слушая его, я согласно киваю головой, а порой не согласен до раздражения.
Этот комментарий показался мне в основном толковым. Посмотрите и вы; он недлинный.
***
– Из ялтинской речи Путина чётко следует, что Россия не будет активно вмешиваться в ситуацию в Донбассе. Это, впрочем, стало понятно уже некоторое время назад. Из новых моментов – то, что Путин теоретически допустил выход России из некоторых международных договоров и юрисдикции Европейского суда по правам человека. Это довольно важно, хотя президент и сказал, что такие шаги в повестке дня пока не стоят. В остальном прозвучали слова о том, что внешняя политика должна быть миролюбивой.
Для Москвы очевидно, что Киев не прекратит силовую операцию на Юго-Востоке. Путину как главнокомандующему, невзирая на симпатии и антипатии, понятно, что если ты ввязался в такую войну, как мы в своё время в Чечне, то её нельзя останавливать, её надо доводить до победы. Ещё раз повторять слова о необходимости остановить военные действия бесполезно. В планах российского руководства сейчас то, что будет дальше, после того, как Киев военным путем в какой-то степени восстановит контроль над регионами Юго-Востока. Это, впрочем, кризис на Украине не урегулирует, а может, даже обострит.
Я полагаю, Москва сейчас думает о решении таких проблем, как эвакуация руководителей непризнанных республик в Россию. Для того чтобы выйти из этой ситуации с сохранением престижа, необходимо подтвердить, что мы своих не бросаем. Эвакуировать тех, кто не хочет жить под властью Киева, и здесь их обустроить – это обязательное условие разрешения кризиса, на которое может пойти Россия.
Что касается Крыма, то сложилась патовая ситуация. В России никто не сомневается в легитимности присоединения Крыма. Никакие дополнительные подтверждения типа проведения досрочных выборов в Госдуму, чтобы в ней оказались представители новых субъектов Федерации – Крыма и Севастополя, – российскому обществу и власти не нужны. В то же время у России нет никаких инструментов для того, чтобы другие страны признали легитимность вхождения полуострова в состав РФ. Остается констатировать статус-кво и больше не тратить на это время.
В целом конфликт между Россией, с одной стороны, и Украиной и Западом – с другой, отчасти окажется замороженным. Никто из серьёзных мировых игроков не признАет Крым частью России, но все понимают, что реальность такова, и изменить её пока невозможно.
Примерно то же самое произойдёт и с санкциями. Будет ли Россия предпринимать дальнейшие шаги к подрыву экономики Украины в ответ на принятые только что Киевом антироссийские санкции? Дело в том, что там подрывать уже нечего, все реальные меры воздействия на Украину Москва уже применила. Конфликт между ними столь глубок, что быстро урегулирован быть не может.
В отношениях же Москвы с Западом всё перешло в категорию «кто круче». Санкции легко ввести, но отменить трудно без того, чтобы объявить: объект санкций пошел на уступки. Но «объект» идти на них не желает. Дальше начинается спираль взаимных уколов.
Поэтому я думаю, что в отношениях России ни с Украиной, ни с Западом улучшения ещё долго ожидать не стоит. Это всё надолго, мы вступили в другую эпоху.
Источник: http://www.profile.ru/rossiya/item/85039-my-eshche-obraduem-nashikh-partnerov
|