Главная » 2012»Август»16 » Как начинался воздушный эшелон ядерной триады, часть 3
19:45
Как начинался воздушный эшелон ядерной триады, часть 3
В первых двух частях рассказано про нашу стратегическую авиацию, точнее – о её зарождении и развитии до появления реактивных (включая турбовинтовые) бомбардировщиков с межконтинентальной дальностью. Эта часть – то же самое, но про американцев.
Хотя части следуют у меня одна за другой, дам ссылки – так всё же удобнее: часть 1, 2
Ну, к делу.
Пролог к реактивному «стратегу»
Повторим: первым по времени появления элементом стратегической триады стала бомбардировочная авиация. У американцев был богатейший опыт её строительства и применения, полученный в ходе Второй мировой войны. Их ВВС создавались во многом для действий над обширнейшими районами Тихого океана, поэтому именно в США были сделаны и выпускались в огромных количествах отличные тяжёлые бомбардировщики – с большой дальностью полёта, бомбовой нагрузкой, хорошо защищённые оборонительным стрелковым вооружением и имевшие совершенное по тем временам навигационное и прицельное оборудование. У всех на слуху названия В-17 «Флаинг Фортресс» («Летающая крепость») фирмы «Боинг» и В-24 «Либерейтор» («Освободитель») фирмы «Консолидейтид» – это будущий «Конвэр», ставший таковым после объединения с «Валти» (Vultee).
Но самым лучшим дальним бомбардировщиком Второй мировой стал В-29 «Супер Фортресс» («Сверхкрепость»), созданный «Боингом» в 1942 году. Однако ко времени начала войны четырёхмоторные машины, сравнимые с В-17 и В-24, хотя всё же несколько уступавшие им по некоторым характеристикам, были созданы в нескольких странах.
У англичан это были «Ланкастер», «Галифакс» и «Стирлинг», у нас – ТБ-7 (Пе-8) конструкции Владимира Михайловича Петлякова, у немцев – FW.200 «Кондор» главного конструктора фирмы «Фокке-Вульф» Курта Танка. Последний, впрочем, использовался преимущественно как дальний морской разведчик-бомбардировщик; но по своим данным это, пожалуй, единственный серийный немецкий самолёт, который можно сравнивать с остальными «стратегами» того времени.
Посмотрите на них, на этих ветеранов Второй мировой.
«Летающая крепость» – классика жанра, можно сказать, символ тяжёлой бомбардировочной авиации Второй мировой войны
Консолидейтид В-24 «Либерейтор». Между прочим, их было выпущено даже больше, чем «Крепостей»: 17 104 машин всех модификаций против 12 726
«Ланкастер» – лучший и наиболее известный английский тяжёлый бомбардировщик Второй мировой. И самый массовый – до окончания производства в 1946 году выпущено 7377 машин. Цифра даже несколько неожиданная для небольшого в общем-то островного Королевства
Хэндли Пейдж «Галифакс». Несколько слабее «Ланкастера», но серия тоже ничего себе: 6176 самолётов во всех модификациях, производство прекращено в том же 1946-м
Шорт «Стирлинг». Изготовлено 1759 штук, но в 1944 их применять перестали: «Ланкастеры» и «Галифаксы» оказались лучше
Пе-8, он же ТБ-7, он же АНТ-42. Хороший самолёт, на нём раньше, чем в Англии и США, были подняты 5-тонные бомбы. Но сделали их меньше сотни – не до того было…
Фоке-Вульф Fw.200 «Кондор». Начинался как трансатлантический пассажирский лайнер, стал боевым самолётом… этакая конверсия наоборот. Военных «Кондоров» выпустили тоже немного – чуть больше 250.
Вернёмся к В-29.
Это был, можно смело сказать, самолёт нового поколения – достаточно посмотреть его технические данные. Нормальный взлётный вес около 48 т – против 27–32 т у его предшественников во всех странах. В-29 развивал на наивыгоднейшей высоте скорость до 598 км/ч – против порядка 450 км/ч (или меньше) у машин предыдущего поколения.
Подчеркнём, что это различие принципиально – в 1943 году мало какой истребитель мог догнать на рейсовой высоте В-29; а тот же В-17 был достижим по скорости для почти любого истребителя-моноплана. Неудивительно, что машину назвали «Супер Фортресс» – В-29 мог нести, в зависимости от расстояния, от 5,5 до 9 т бомб – вдвое больше прежних машин; а наибольшая дальность полёта достигала 6760 км – тоже почти вдвое больше. Его потолок был за 10 км. Кроме того, он оснащался обзорными и прицельными радиолокаторами.
В-29. Первый стратегический носитель эпохи ядерного оружия
Вот такую машину смогли сделать американские конструкторы, и с тех пор они стараются не упускать лидерства в этой области авиационной техники.
С бомбардировщика В-29 с собственным именем «Энола Гэй» была сброшена бомба на Хиросиму; таким образом, этот самолёт стал первым в мире носителем ядерного оружия. Конечно, стратегическим: Хиросима и Нагасаки должны были не столько даже закончить мировую войну, сколько показать всему миру, кто теперь в нём хозяин.
Уже в 1947 году части Стратегического авиационного командования (САК) располагали 148 машинами этого типа, оборудованными для применения атомных бомб, и число их увеличивалось. Потом на вооружение стали поступать бомбардировщики В-50 – значительно усовершенствованная модификация В-29.
Однако В-29 всё же не имел межконтинентального радиуса действия – во времена его создания это просто не представлялась возможным для серийного самолёта. Невелика беда: у США после Второй мировой было огромное количество авиабаз по всему Северному полушарию, так что применить В-29 против СССР они, конечно, могли. На этом и базировались их первые планы атомных бомбардировок нашей страны; однако командованию ВВС нужен был бомбардировщик, способный действовать с территории США.
И он был создан фирмой «Конвэр» – это В-36 «Конкэрор» («Завоеватель»; известен также под именем «Писмейкер» – «Миротворец»).
В-36 в полёте. Рядом с ним, насколько можно разглядеть, RF-84F «Тандерфлэш» – фоторазведчик фирмы Рипаблик, созданный на базе истребителя F-84 «Тандерстрик» – современника и даже соперника знаменитого «Сейбра».
…Молодым людям, родившимся в эпоху реактивных лайнеров по 350 и более тонн взлётным весом, наверное, уже и не понять того фантастического впечатления, которое, должно быть, производил B-36 на современников, особенно на тех, кто хоть что-то понимал в авиации.
Но подумайте! Эти самые лайнеры летают на трёх-четырёх двигателях в классе тяги 18 т или на двух в классе 23-28 т. Ни о чём подобном в середине 40-х просто невозможно было подумать, просто не было никаких оснований для подобных фантазий! Нормальная мощность самолётного поршневого мотора, даже у американцев – мировых лидеров в этом деле в это время – составляла примерно 2500 л.с. Для очень грубой оценки килограмм тяги реактивного двигателя можно соотносить с 1 л.с. винтового – делайте выводы!
Почти 50 м длины фюзеляжа и 70 м размаха крыла!
Ну и что, скажете вы. А как же гофрированные гиганты 1930-х годов? Как же, например, наш «Максим Горький»?
У АНТ-20 «Максим Горький» крыло, действительно, было почти столь же длинным: 63 м. Фюзеляж, правда, заметно короче: 33 м. Однако «Горький» тянули восемь движков максимальной мощностью 900 л.с., а «Конкэрор» – шесть по 3000, затем до 3800 л.с. 7200 л.с. у «Горького» и 22 800 у В-36 – есть разница? Да ещё с некоторого момента добавили 9,44 тонны тяги от четырёх ТРД по 2,36 тонны. Соответственно, и взлётный вес: максимальный у АТТ-20 – 53 т, у В-36 – 190 т. Я уже не говорю о скорости: 260 км/ч против 660 (с ТРД), потолке и дальности…
Отметаю с порога возможные обвинения в низкопоклонстве перед Западом У меня нет ни малейшего сомнения, что «Максим Горький» – великий самолёт, он был первым в мире в своё время, он установил рекорды подъёма груза… Однако я хочу сказать, что и В-36 для своего времени был совершенно ни с чем не сравнимым, уникальным творением инженерной мысли. Да ещё и выпускавшимся серийно! И ставшим первым в мире безоговорочно межконтинентальным бомбардировщиком.
Вот мы говорили совсем недавно, что В-29 не просто продолжил, а разом на две головы превзошёл все до одного предыдущие типы в своём классе. А теперь посмотрите, как он выглядит рядом с В-36:
В-36 был начат проектированием ещё в начале 1941 года – даже до Пёрл-Харбора; задачей ставилась бомбардировка Германии в случае поражения Англии. Тогда, думаю, реактивных двигателей не предполагалось. Совершил первый полёт в 1946 году. Это был воистину монстр, его бомбовая нагрузка доходила до 39,5 т. Его поднимали в воздух 10 двигателей: шесть поршневых небывалой доселе мощности, расположенных на задней кромке крыла и имеющих толкающие винты, и четыре турбореактивных на пилонах под крылом – для взлёта и ухода от атак истребителей. В 1948 году В-36 был принят на вооружение.
…Может быть, кто-то из читателей сочтёт избыточным количество приводимых технических подробностей и сведений из истории становления классов вооружений. Но мне, как инженеру аэрокосмической отрасли, хочется показать, как всё это было непросто для нашей науки и промышленности, с какой мощной и компетентной силой состязались наши оборонщики в годы «холодной войны», где мы догоняли и где были первыми… Может быть, это приведёт кого-то к признанию оправданности наших действительно огромных военных расходов; может быть, кто-то по-другому взглянет на причины нашего отставания от «свободного мира» по колбасе и видеомагнитофонам на душу населения, и вообще на то, что была вынуждена и смогла сделать наша страна во времена, называемые теперь периодами волюнтаризма и застоя.
Боинг: реактивные начинают и выигрывают
В конце 1940-х годов чётко обозначился закат поршневой авиации. В 1947 году взлетел опытный образец боинговского шестидвигательного реактивного стратегического бомбардировщика В-47 «Стратоджет». Это самолёт, весивший до 93 т, с бомбовой нагрузкой до 9 т, дальностью полёта 6440 км и максимальной скоростью 976 км/час. Его приняли на вооружение в 1951 году, и он стал занимать место «старика» В-29/В-50 в качестве среднего стратегического бомбардировщика.
В-47, ещё в статусе опытного самолёта
Взлёт с помощью твёрдотопливных ускорителей «Джато»
Машина стала массовой, всего было выпущено свыше 2 тыс. В-47. Бомбардировщики этого типа размещались не только на базах, расположенных на территории США, но и в Северной Африке, в Европе и даже в Гренландии. Условия для снятия В-47 с вооружения создались после организации крупносерийного производства межконтинентального В-52, а время вывода его из боевого состава САК настало после начала развёртывания группировки американских МБР и ввода в строй ПЛАРБ. 11 февраля 1966 года последние машины этого типа были сданы на хранение.
К середине 50-х годов на вооружении США находились свыше 1200 бомбардировщиков, которые могли доставить на территорию Советского Союза около 2000 ядерных боезарядов. К этому времени американцы, чтобы увеличить зону досягаемости своих стратегических сил, стали широко применять практику дозаправки бомбардировщиков в воздухе от специальных самолётов-заправщиков, соединения которых были сформированы в составе САК. Так что общее количество самолётов в командовании в 1956 году составляло порядка 3000 машин.
Следующий шаг был сделан в 1955 году, когда в воздух впервые поднялся будущий наследник «Конкэрора» – знаменитый Боинг В-52 «Стратофортресс», поздние модификации которого находятся на вооружении и в наши дни и останутся в составе САК, по разным оценкам, до 2020 или даже до 2040 года.
Машины первых серий весили 180–200 т, несли до 32,5 т бомб, имели скорость до 960 км/час и максимальную дальность 12070 км. Более поздние модификации весили уже более 220 т, имели скорость 1040 км/ч и могли пролететь – правда, без бомб и ракет – до 20 тыс. км. То есть это был настоящий межконтинентальный бомбардировщик реактивной эры.
Вот он, В-52 «Стратофортресс»:
на земле…
в воздухе…
схема…
и, наконец, рядом со своим великим предком – «Летающей крепостью» В-17
Кстати, те В-52, которые по сей день несут боевое дежурство, относятся к последним модификациям этой машины, обозначенным индексами G и H; они были выпущены в первой половине 1960-х годов в количестве соответственно 193 и 102 единиц. А всего было выпущено 744 «Стратофортресса».
Однако жизнь двигалась дальше, и, построив В-52, руководство ВВС США тут же стало думать, каким должен быть его преемник.
Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права,
сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.