Международный авиасалон этого года не произвёл на меня очень уж большого впечатления. Что, впрочем, естественно. Прежде всего потому, что я – любитель, можно сказать, тематически ориентированный зевака. Мне неизвестны глубинные процессы, я не увижу, что вот эта втулка ротора демонстрирует прорывное достижение, невиданную технологию; меня «не греют» контракты и соглашения о намерениях – словом, то, что делает мероприятие интересным для настоящего специалиста.
А что мне интересно?
Я, честно говоря, испытываю страх, когда пишу этот текст. Я боюсь возвращения… Возвращаться после того, как сделал один пост за два месяца – это страшновато. Рассчитываю на ваше великодушие… Я пока не отвечаю на комментарии – сознательно: сначала пост, потом ответы, я так считаю. Всё же после такой паузы надо начинать с поста.
Но, граждане, реально… Я забодал вас своим нытьём, но и сейчас не удержусь. В последнем вышедшем номере у меня было пять работ – четыре статьи и блок новостей. Две работы были очень лёгкие, быстрые. Две, скажем так, полусредние )) А пятая… Я считал время, и получилось – 168 часов. 21 рабочий день – месяц чистого рабочего времени! Наверное, я что-то не так делаю, однако, как в анекдоте: «мине от этого не лехше».
В №9 (всего у нас в год 10 номеров) моего раздела нет. Но один материал я должен сделать. По типу он такой же, как эта зловредная «пятая работа», но по объёму, кажется мне, будет раза в два меньше. Зато я должен сделать его – точнее, не сделать полностью, а написать текст, это ещё не вся работа с материалом, – я должен сделать его не к обычному сроку готовности статей, а в самом начале ноября. То есть опять довольно-таки натужно.
Тем не менее, я первым делом пишу этот пост. Да, он будет не самый глубокомысленный. Для меня сейчас главное, что он вообще – будет.
***
Итак, «про интересно». Понятно, почему так впечатляли первые салоны: потому что до этого мы вообще ничего не видели. Потом к полётам попривыкли, к МиГам-29 и Су-27 на земле присмотрелись – наиболее сильные впечатления стала вызывать разная экзотика. То, как в 2007-м, трёхмаховую 12-тонную крылатую ракету «Метеорит» покажут (дальность 5500 км – офигеешь!), а где-то совсем в углу ещё БОР-4 стоит… То, как в 2009-м, вдруг выставят полузабытый, но такой любимый «Антей» и совсем уж нежданный Як-30. Ну и, конечно, мечты идиота, вроде американов в 2007-м и 2011-м и французского «Миража» F-1 в 2009-м… И наши редкости нет-нет, да появлялись, вроде «Беркута» на нескольких салонах вокруг 2000 года или МиГ-АТ в 2007-м.
И вот все эти ресурсы исчерпались. Все наши новые машины, все «старики» (кроме, кажется, Ту-22 – или он тоже был?) показаны, иностранцы посещать перестали. Если помните, единственное, что на чём я всерьёз сосредоточился по поводу МАКС-2013 и что вызвало изрядную полемику, был российско-украинский Ан-70. И в этот раз я довольно быстро обошёл стоянку и – первый раз за все посещения Жуковского – прошёл по всем буквально павильонам… Нащёлкал, конечно, фотографий, но по-настоящему зацепило очень немногое.
Я сам не знаю, что и о чём буду писать про МАКС-2015. Вот сейчас начну и постепенно узнаю ))
***
«Входной» экспонат – Эрбас А350 (верхнее фото) – на мой вкус, сильно проигрывает прошлогоднему. Одно дело – самый большой в мире (за все времена!) А380, другое дело – хоть и самоновейшая версия, но всё равно обычного двухдвигательного лайнера. Его, небось, привезли не для зевак, а для директоров авиакомпаний.
Зато порадовал традиционный взгляд «от входа направо». Там увидел я Ан-14 – милейшую «Пчёлку», которую полюбил ещё дитём – как за название, так и за чудесный, празднично-игрушечный вид:
Снимать пришлось с зумом, аппарат у меня никакой не крутой и не новый, – получилось не очень чётко. Машинка впервые взлетела ещё в 1958 году! Выпускалась с 1965 по 1972, построено порядка 340 штук. Очень устойчивая машина, очень простая – через несколько часов тренировки её мог пилотировать даже лётчик низкой квалификации. Думали заменить «Пчёлкой» Ан-2 – не получилось; думали сделать её развитие, турбовинтовой Ан-28, – не пошёл. У нас не пошёл; а вот в Польше строится до сих пор, по крайней мере, в 2013-м ещё строился. Антоновцы разработали дальнейшую модификацию – Ан-38; построено их совсем мало, зато, вроде бы, до сих пор летают.
За «Пчёлкой» – польская «Вильга», тоже привет из юности…
Дальше – пара Дугласов. Знаменитая DC-3 «Дакота», или С-47. Это как «Семнадцать мгновений весны» или «Обыкновенное чудо» – сколько раз показывают, столько и смотришь:
Бессмертная машина! Не удержусь, поставлю ссылку на бвану, где я немножко про неё написал в рамках длиннющей серии про МАКС-2011: http://bwana.ru/?p=5231. Машина, ставшая не этапной даже – просто-таки эпохальной. Если не исключительно, то в очень большой степени этот самолёт открыл эру реально массовых авиаперевозок.
На сайте avia.mirtesen есть фоторепортаж о том, как два эти самолёта, которые на фото, летели через всю страну из Америки на Салон. Я там не выдержал, вмешался в комментарии. Так вот, ребята, которые на порядок более эрудированы в авиации, чем я, пишут, что «Дакоты», скорее всего, до сих пор эксплуатируются на линиях в Африке и Латинской Америке; в последней какие-то компании в 1990-х даже произвели замену двух поршневых двигателей на три турбовинтовых…
Следующие фотографии я делал опять преимущественно из чувства глубокого почтения – это наши старые восстановленные машины, которые, кажется все летают. Они показаны далеко не в первый раз, видел я их и в воздухе, но, повторяю, из чувства глубокого уважения…
Поликарповский И-15бис:
Неубирающееся шасси, верхнее крыло прямое, в отличие от родоначальника этого семейства бипланов, истребителя И-15.
А это – высшая точка развития семейства, И-153 «Чайка»:
Крыло как у родоначальника – корневые части изогнуты и крепятся к фюзеляжу. И – убирающееся шасси. В наших книгах пишут – лучший в мире истребитель-биплан. Ну, не знаю, как насчёт «лучший», но, что один из лучших – соглашусь.
И, наконец, ДИТ – двухместный истребитель тренировочный:
Идея понятная: научить человека летать на поликарповских бипланах, после того как он прошёл первоначальное обучение – не знаю, на У-2, или на УТ-2. Известно же, что истребители Николая Николаевича были очень строги в управлении, так вот сразу не полетишь. Однако ж не пошло, и построили всего три экземпляра. Что удивительно – эти три экземпляра не только интенсивно использовались, но ещё и активно воевали в качестве разведчиков и корректировщиков. Ещё удивительно, что один из них – вот он, в лётном состоянии, в то время как многих других машин, выпускавшихся огромными сериями, нету…
Хорошо, хоть вот этот есть:
МиГ-3. Не знаю, надо ли о нём рассказывать. Наверное, не надо. Скажу лишь, что он оказался хорош для ПВО, в частности, Москвы. И что на нём сбили своих первых немцев знаменитый испытатель Марк Галлай и трижды Герой Советского Союза, ас и выдающийся авиационный тактик Александр Покрышкин.
Наконец, иностранец из старых: Норт Америкен Т-6 «Тексан»:
Чрезвычайно популярная машина предвоенных и военных лет. На таких учились все англосаксы, их эксплуатировали ещё в десятках стран, в том числе даже и у нас; а французы даже повоевали на них в Алжире (см. http://vremena.takie.org/news/muzej_v_le_burzhe_otgadka/2013-07-22-132).
***
А теперь – изюминка, одна из немногих, выделенных мной на этом Салоне. Может быть, самая главная.
Вот это у нас кто?
Правильно, Як-130. Эка невидаль… Но посмотрите – что это у него в носу?
Вот тут я не выдержал и взял за пуговицу специалиста, который окучивал сей экспонат.
Дело вот в чём. Вы помните, я писал про Як-130 большую статью для своей «Техники – молодёжи». И разместил её здесь, и получилось у меня пять частей, вот первая: http://vremena.takie.org/news....4-01-54. И я общался с человеком из их пресс-службы, известным авиационным журналистом Сергеем Сокутом, и усиленно пытал его: а что такое учебно-боевой? А будете делать вариант лёгкого штурмовика?
И он отвечал мне – с позиции официального представителя фирмы: таких планов нет. А по-человечески добавлял: военные на эту тему разговаривать не хотят.
И вот я вижу окошко, а окошко это – знаем мы, что это такое. Вот примерно такое же, причём на том же салоне:
Это кто? Правильно, это истребитель-бомбардировщик МиГ-27, сделанный на базе истребителя МиГ-23. С точки зрения тактического назначения главная переделка – замена РЛС в носу на оптоэлектронику для наведения боеприпасов «воздух-земля». И в носу у самолёта мы видим окно лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра-23».
Кстати, МиГа-27 я не припомню на прошлых салонах. Бомбардировочную версию МиГ-23 помню – она меня поразила расположением пары бомб на пилонах в хвостовой части фюзеляжа: такого я не видел ни до, ни после. Повторяю: я не видел; это не значит, что этого действительно никогда не было ))) Я поразился: это же смещает центровку назад, что ведёт к продольной неустойчивости… И плечо у тех пилонов, как мне представляется, очень большое, особенно при малых углах стреловидности.
Ну да ладно, не про МиГ-23 речь, и даже не про МиГ-27. Факт в том, что в носу у двадцать седьмого, за окошком – оптоэлектронная система для управления оружием против наземных целей. И вот – такое же окошко на Як-130.
Так что, пошла всё-таки линия лёгкого штурмовика?! Военные изменили позицию?!
Это я спросил у того специалиста. Согласитесь, это довольно радикально: насколько я помню, никогда раньше наши ВВС не стремились сделать боевой самолёт из учебно-тренировочного – ни в эпоху Л-29, ни во времена Л-39.
Оказалось – нет. То есть да – в смысле лёгкого штурмовика, но нет – в смысле наших ВВС.
Оказалось, такую работу заказали яковлевцам бразильские товарищи! Разговоры о возможной закупке Як-130 Бразилией идут давно. И вот, оказывается, как далеко зашли эти разговоры.
И что, спрашиваю? Разумеется, сразу вспомнил МиГ-27 с его оптоэлектроникой. Спрашиваю: систему с двадцать седьмого взяли?
Наверное, вопрос был глупый. Всё-таки разные весовые категории у машин, и уж совсем разные бортовые комплексы, в которые надо как-то встраивать новую систему наведения. Да и сама по себе «Кайра» уже ну очень устарела. Думаю, её уже и воспроизвести-то не получится – элементной базы этой давно уж нет. (Повторяю, это я так думаю).
Дальше опять было интересно.
Нет, говорит, пока проработки находятся на очень макетной стадии. Видишь, говорит, люк перед кабиной? Я, правда, не понял, какой – там их два, поменьше и поближе к кабине и побольше и подальше от неё. Сразу вспомнил оптико-локационную систему на Су-27 и МиГ-29 – вот она (фото тоже с МАКС-2015):
По этой логике должен быть ближний к кабине люк. Но, не помню, почему, осталось ощущение, что речь шла о дальнем – большом.
И говорит мне специалист, что они пока проводят работы самого общего плана с оптоэлектронной системой – кстати, я не понял и не уточнял, что за система: чистый лазер, чистый телевизор, тепловизор, какая-нибудь комбинация… Так вот, опыты проводят они, исследования – с системой от… танка!
Поставили сначала сверху носовой части, перед кабиной. Лётчики попробовали – говорят, плохо. Неудобно. Вот теперь следующий этап: компонуют внутри носовой части. (Я бы так сказал: теперь пробуют по-хорошему). На самом деле системы там ещё нет, а есть какие-то габаритные макеты, как я понял.
Вообще, я всю эту историю изложил не так, как она есть, а так, как я её понял. Надеюсь, совпадение достаточно близкое ))
Мне это дело нравится. Я милитарист, мне хочется, чтобы был такой штурмовик; скажем, Як-130ЛШ. Или УБШ – это уж точно всё равно. Если уж бразильцам интересно – с их-то АМХом. Это ж они совместно с итальянцами специально сделали такой дозвуковой штурмовик – АМХ. Примерно того же веса, что Як-130. Состоит теперь на вооружении и там, и там. И ведь достаточно новая машина: стала поступать в части в самом конце 1980-х; по теперешним временам это не возраст, особенно для дозвукового лёгкого самолёта. И вот они интересуются Яком. Да не как просто учебным, а чтоб со встроенной системой наведения высокоточного оружия. Добрый знак… Знаем мы такое, проходили ещё в 1990-х: сначала сделают классный борт для Китая или Индии, а потом, глядишь, делают аналог для родных ВВС.
Так что поживём – увидим. Если уж бразильцы, у которых есть АМХ, интересуются Яком-130 с развитыми возможностями по части «воздух-земля», то, глядишь, и другим интересно станет, а потом и нашим…
***
Всё, закончил. И время вышло, и текста уже много, и фотографий ровно 13 штук – что ещё нужно? И совершенно понятно, что будет продолжение.
|