Сегодня слово «гиперзвуковой» ассоциируется прежде всего с американской концепцией быстрого глобального удара; по крайней мере у меня – именно так. Звучит страшно, да? Формулируется … как бы это… не слишком определённо: возможность нанесения высокоточного неядерного удара в любой точке земного шара в течение 60 минут с момента принятия решения. Трактуется совсем уж угрожающе: массированный неядерный разоружающий удар по стратегическим ядерным силам развитой страны. Часто говорят, что в сочетании со знаменитой системой НПРО эта концепция принципиально меняет стратегический баланс в пользу сами знаете кого.
Известно, что в настоящее время в реальном рассмотрении находятся два вида технических средств для реализации концепции быстрого глобального удара (БГУ). Это (1) гиперзвуковые боевые блоки вместо обычных баллистических в боеголовках баллистических ракет наземного и морского базирования и (2) гиперзвуковые крылатые ракеты воздушного (пока) базирования; по второму направлению самая продвинувшаяся работа американцев – экспериментальный аппарат Х-51А.
То, на что, судя по ТВ-выступлениям, делают упор наши военные аналитики, – разумеется, этот самый разоружающий удар. Главная опасность, или провокация, состоит в том, что США получают возможность ударить по ядерным средствам неядерными – гуманными – боеприпасами, а мы с китайцами способны ответить лишь ядерными – бесчеловечными – боеголовками. И мы, что ли, забоимся предстать перед миром в образе гнусных злодеев и отвечать не станем.
Это, на мой взгляд, чепуха: мы говорили и будем говорить, что наши стратегические вооружения являются гарантом нашей безопасности и стабильности на планете относительно больших прямых войн между ведущими державами. И такую позицию непросто оспорить хотя бы потому, что она была общепризнанной в течение десятилетий.
Но есть и заход с другой стороны: опять возникают разговоры относительно «ядерного нуля» между нами и Штатами. И вот это уже опаснее – не в плане войны реальной, а в плане войны информационной. Если Штаты официально выступят с такой инициативой, то нам придётся её отклонить, то есть стать теми самыми гнусными злодеями.
Подчеркну: если Обама предложит нам полное взаимное ядерное разоружение завтра или, скажем, к Международному женскому дню, то это будет слишком очевидной авантюрой. Потому что у Штатов технических средств для БГУ ещё нет. У них нет даже достаточно развёрнутой НПРО. Возникает вопрос: а как же с гарантиями для союзников по НАТО? Выбросить «ядерный зонтик», а чем прикрываться? Ясно же, что обычная война с Россией на Европейском континенте сегодня для НАТО «без мазы», значит, рано отказываться от «зонтика», пока ему нет достаточно надёжной замены.
Значит, к 8 марта не предложит. А когда?
Однако бог с ним, с «ядерным нулём». Я не думаю, что разговор о нём действительно может зайти в близком будущем, и не только по той причине, которую только что привёл. Там целая куча причин, и не об этом сейчас речь. А речь о концепции БГУ и технических средствах, для неё необходимых.
Наша цифра (1) – неядерные гиперзвуковые планирующие боевые блоки баллистических ракет – это штука, вполне технически реализуемая, что называется, хоть сейчас. В конце концов, Туполев и Челомей занимались «летающими» (в отличие от «падающих» – баллистических) боевыми блоками ещё с конца 1950-х годов (коротко см. http://bwana.ru/?p=597). Да, современное исполнение отличается от тех давних времён: те проекты подразумевали аппараты либо бездвигательные – планирующие, либо с ракетными двигателями; теперь главная фишка – гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель – ГПВРД.
Главная фишка и главная трудность; но по-любому непонятно: а чем он так уж лучше ракетного? В данном конкретном случае? Если это боевой блок МБР, то ему не нужно самому пролетать тысячи километров – ракета донесёт. А ему нужно пролететь, маневрируя, только несколько сотен километров. И сколь велик будет выигрыш от того, что придётся брать на борт окислитель для ЖРД, без коего обходится «питающийся воздухом» ГПВРД? Теоретически – будет выигрыш, практически – никакого.
Да и, честно говоря, я вообще не понимаю, зачем это нужно. Чтоб попадал точнее? Ну, думаю, если поработать в этом смысле с обычными маневрирующими ББ, недолго получить равный результат; вон, американцы ещё на «Першинги-2» пристраивали систему конечного наведения.
Закладывать виражи, чтобы не сбили? Так ведь и обычные ББ сбить нелегко, не решена ещё задача гарантированного поражения сколько-нибудь значительного количества боевых блоков, и ещё нескоро будет решена. И потенциал повышения «перехватоустойчивости» обычных ББ ещё далеко не исчерпан.
К тому же в договорах ограничено не только количество ядерных боевых блоков, (а неядерных делай, сколько душе угодно), но и количество ракет. А это значит, что ракеты для БГУ придётся выделять из общего количества, то есть снижать свой ракетно-ядерный потенциал. А ведь это стрёмно…
Вот и получается у меня, что вариант (1) – какой-то невнятный, что ли. Добавим, что, когда СПРН – система предупреждения о ракетном нападении – засечёт старт МБР в нашу сторону, любой дежурный генерал в Перхушково будет обязан трактовать сей факт как ракетно-ядерное нападение – что бы ни говорили при этом наши американские «партнёры». Со всеми вытекающими последствиями.
Вариант (2) серьёзнее. Но он и проблематичнее.
Крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) есть и сейчас, хоть отбавляй. Речь идёт о замене дозвуковых КРВБ на гиперзвуковые. КРВБ – это вам не боевой блок МБР, она сама должна лететь далеко. И тут, да, дальности современных компактных КРВБ – которых самолёт может взять много, и несколько самолётов могут организовать действительно массированный удар – дальности таких ракет достигнуты именно за счёт применения на них воздушно-реактивного двигателя. То есть ГПВРД имеет реальный смысл.
Дальше – снова сомнения. Несбиваемость – настолько, насколько она присутствует, – дозвуковых КР достигается в первую очередь за счёт сверхмалой высоты полёта с огибанием рельефа местности. А что гиперзвуковые КР? Сомневаюсь я, что они смогут летать на столь же малых высотах. Исключим даже вопросы создания системы управления, способной реагировать на этот самый рельеф в десять раз быстрее, чем требуется от обычной КР. Сама конструкция – сможет ли она выдержать перегрузки в таком полёте? Одно дело сделать горочку над холмом при скорости 200 м/с, а другое – ту же горочку на скорости 1500 м/с. Я уж не говорю о динамическом нагреве в самых плотных слоях атмосферы, о работе входного устройства ГПВРД в турбулентных приземных слоях…
Так что выходит, что ракеты БГУ будут летать на большой высоте. Что сегодня сильно облегчает задачу их обнаружения, а завтра, глядишь, облегчит и задачу перехвата…
Но я ушёл в сторону. При всех сомнениях, задача создания гиперзвуковой маневренной атмосферной ракеты выглядит более или менее осмысленно, даже и вне связи с концепцией БГУ. Поэтому программу Х-51 надо принимать всерьёз: в конце концов, то, что я нашёл в открытой информации, свидетельствует, что за этим экспериментальным аппаратом – рекорд длительности работы ГПВРД в полёте.
Хотя – не факт…
***
Приближаюсь к МАКСу – и то сказать, пора. А на МАКСе ещё в 1995 году было показано изделие – Х-90, или, иначе, ГЭЛА – гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат. Где-то я его упоминал… Сейчас поискал – получается, что я про Х-90 не писал ни здесь, ни на бване. А ощущение, что – писал… Я ведь поработал по нему немного. Правда, называлось это у нас по-другому, потому что Х-90 – это ракета, а ракету делала Дубна, а мы – центральную часть системы управления – автопилот. Как называлось, не скажу, не знаю, насколько это сейчас секретно.
Как бы то ни было, горевали мы, когда ведущий сказал, что тема закрыта после единственного лётного испытания. Судя по данным в Сети (например, http://militaryrussia.ru/blog/topic-694.html), испытаний было больше; возможно, это «одно» было испытанием с работающим двигателем. Потому что в указанном источнике написано, что скорость Х-90 составила М=4,5 при проектных М=6. Ясно, что 4,5 Маха без двигателя никакими хитростями не достигнешь, так как аппарат испытывался с дозвукового Ту-95, а не разгонялся ракетой. Так, может, наш-то дольше работал, чем те 3,5 минуты, которые проработал движок Х-51А 26 мая 2010 года, поставив рекорд?
Тем более что наша ракета – вы же видите, насколько толще, чем «американка». Масса Х-51А – около 2 т, а нашей – под 15 т. Не считаю это поводом для грусти: это машины разных концепций. На Х-90 никто за компактностью особо не гнался, что вообще свойственно нашему подходу к крылатому ракетостроению Заметили, уже давно есть «Калибр» и другие КР «компактного класса», но в комплект Ту-22М3 входит и будет входить крупная Х-22 и её продолжения. И корабельные ракеты у нас – большие, зато сверхзвуковые и с большой боевой частью. Каждый сам думает…
Так и с Х-90. Мало того, что она должна была лететь на 3000 км – у неё ещё две боеголовки индивидуального наведения, летящие ещё на 100 км после отделения. Говорю же – другая концепция. Хотя есть одна деталь, да не деталь… такое деталью не назовёшь… Х-90 – это просто крылатая ракета, то есть подъёмную силу создаёт крыло. А в Х-51А реализована, не побоюсь этого слова, революционная технология создания подъёмной силы. Её называют Waverider, а на русский переводят как «волнолёт» – подъёмная сила создаётся путём использования системы скачков уплотнения, возникающих в обтекающем сверхзвуковом потоке. Вот это уже серьёзно.
Впрочем, я вовсе не уверен, что мы, дурачки, ничего об этом не знаем. Знаем, конечно, и исследуем – не может быть, чтобы не исследовали. В конце концов, у нас работы по гиперзвуковым аппаратам тоже ведутся весьма давно, так же, как и по ГПВРД. Просто мы далеко не всё афишируем, а раньше просто секретили. Сейчас в Интернете можно найти много чего по тем прошлым проектам – не очень подробного, но, как говорится, дающего представление.
***
Ладно, давайте уже окончательно вернёмся на МАКС-2015. Я ведь, понятное дело, весь разговор этот затеял ради того, чтобы оправдать ещё пару снимков оттуда. И должен признаться, что сел в лужу с этим затянутым без меры вступлением. Крупно сел, капитально, ибо то, что я сфотографировал на Салоне, не имеет никакого отношения ни к быстрому глобальному удару, ни вообще к боевым ракетам; да и к войне в целом, по крайней мере, судя по официальным названиям проектов. Хорошо хоть к гиперзвуку имеет…
Шайтан расстелил на его пути свой мерзкий хвост… Так, что ли, написано в «Ходже Насреддине»? Несколько дней собирался написать эту заметку… в голове крутились смутные образы фотографий с авиасалона… зазвучало и укрепилось в мозгу слово «ГИПЕРЗВУК»… Ну, и начал про гиперзвук, по своей милитаристской склонности, с глобального удара…
Но переписывать вступление не буду – куда мне девать написанное? Ладно, будем считать, что оно имеет самостоятельную ценность
Вот экспонат МАКСа, наиболее подходящий к вступлению. Называется – модель высокоскоростного гражданского самолёта – ВГС.
Высокоскоростной в данном случае означает – летающий со скоростью 7-8 тыс. км/ч, или М=7-8. Самолёт создаётся в рамках международного проекта, именуемого HEXAFLY–INT (High Speed Experimental Fly Vehicles – International. Участвуют в нём российские, европейские и австралийские организации – кстати, в последние годы встречал пару сообщений, свидетельствующих о том, что в Австралии испытываются некие гиперзвуковые воздушно-реактивные двигатели и аппараты на их основе. То есть Австралия здесь не от балды, похоже, что в этом направлении она в числе мировых лидеров.
Силовая установка должна быть водородной. На данный момент проведены расчётные исследования и в целом сформирован облик аппарата. Теперь в ЦАГИ будут продувать его модель – наверное, это она и есть. А изготовление экземпляра для лётных испытаний намечено на 2019 год. Да простят меня участники, вот в эту дату я никак поверить не могу. Даже если имеется в виду не полноценный ВГС, а аналог с какими-нибудь обычными движками для первой серии испытаний в дозвуковых полётах.
Вот эта штука – уже капитально из другой области. Хотя гиперзвук присутствует.
Это МЛД-ТК – масштабируемый лётный демонстратор с трапециевидным крылом. И это демонстратор не какого-то отдельного летательного аппарата, а возвращаемого ракетного блока (ВРБ) 1-й ступени перспективной МРКС – многоразовой ракетно-космической системы, которая разрабатывается или, по крайней мере, до недавнего времени разрабатывалась в ГНПЦ им. Хруничева. Я писал о ней в старом блоге, и на это дам здесь активную ссылку: http://bwana.ru/?p=6125. Если кликните, то первой картинкой, которую увидите, будет этот самый ВРБ, но в другом варианте – с прямым поворотным крылом. А этот, видите, с трапециевидным.
Далее сочинять не буду, а дам текст с сайта ЛИИ (http://www.lii.ru/mld-tk-2015.html):
Назначение: опережающие лётные исследования для снижения технико-экономических рисков создания возвращаемого ракетного блока ВРБ Многоразовой ракетно-космической системы МРКС-1. Заказчик: ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Методология исследований: лётные исследования в натурных условиях на автоматически управляемых крупномасштабных моделях. Задачи лётных исследований на МЛД-ТК: Подтверждение/уточнение аэротермодинамических характеристик ВРБ. Определение рациональной аэродинамической схемы ВРБ (альтернатива – ВРБ с прямым поворотным крылом). Особенности методологии исследований: обеспечением на МЛД-ТК подобия условий полета ВРБ по числам М и Рейнольдса. Применение оптимизированных тест-маневров для повышения информативности лётного эксперимента (повышения точности определения аэродинамических характеристик). Состояние работ: разработаны технология и методологическое обеспечение лётного эксперимента на МЛД-ТК (эскизный проект). Схема эксперимента: рыведение ракетой-носителем «Ангара 1.2» (H=71 км, М=7,5), возвратный полёт по заданной траектории в автоматическом режиме до М<1. Габаритно-весовые характеристики МЛД-ТК: длина 4.8 м, вес 2500 кг. (масштаб экспоната к МЛД-ТК 1:4)
Видите? Двигателя нет, но хоть гиперзвук есть.
А здесь есть двигатель, но нет гиперзвука:
Оно же – на первой картинке.
Быстро приближаюсь к пределу объёма поста. Буду краток. Это – модель СДС/СПС, сверхзвукового делового/пассажирского самолёта на 20 и 80 пассажиров соответственно. Он должен летать на дальность не менее 3500 км со скоростью не менее 1900 км/ч. Работы идут по госконтракту с Минпромторгом. Учтя роковую черту Ту-144 и «Конкорда», в этом проекте максимум внимания уделяется низкому уровню звукового удара, чтобы было можно летать над населёнными территориями. Опытный экземпляр может подняться в воздух в 2025 году – вот эта дата, считаю, более или менее…
Дабы удержать себя и вас от избыточного ёрничания, отмечу, что два СПСа сейчас разрабатываются в Штатах, с конкретными сроками ввода в строй. Подробнее про СДС/СПС можно посмотреть здесь: http://www.ato.ru/content/cagi-predstavit-na-makse-proekt-sverhzvukovogo-passazhirskogo-samoleta.
***
Всё, закончил. Осталось главное.
Поздравляю с Днём Советской армии!
Особенно тех, кто сейчас служит; затем тех, кто отслужил; затем тех, кто собирается служить или, хи-хи, будет вынужден; и, наконец, всех остальных. По-любому, служил ты, не служил – армия у нас всё более становится такой, что с её днём можно поздравлять с большим основанием и удовлетворением.
Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права,
сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.