Сей выпуск посвящается одному из моих любимых героев, господину Прокопенко, заместителю гендиректора РЕН ТВ, шестикратному (или теперь уже больше?) лауреату ТЭФИ. Боже ж ты мой, эти российские телевизионные академики… Более того, не всему Прокопенко, а одной из передач «Военная тайна». Правда, была она довольно давно, но по сути это значения не имеет. Записал-то я сразу, а теперь вот дошла очередь публиковать.
Повторюсь: когда-то это была неплохая передача, и сейчас приличные сюжеты попадаются. Но изложение даже приличных сюжетов становится всё неприличнее. Эта заметка – характерный пример.
Рассказ про Т-50, наше будущее в 5-м поколении истребителей.
Кстати, сюжет довольно неприличный. В нём о самолёте говорится так, как будто он действительно уже готовый истребитель со всем штатным оборудованием и электроникой. Что отнюдь не так (учтите, это был 2011 год).
Но это ладно, это можно истолковать как намерение; а то мало мы знаем случаев, когда телевизор выдаёт желаемое за действительное.
Но уровень спецов, готовивших и произносивших текст за кадром!
Диктор нам говорит, что, мол, Т-50 – это вам не какой-нибудь серийный Су или МиГ. Он может то, чего те не могут:
летать со сверхзвуковой скоростью!
Понимаете, в чём тут прикол?
Истребитель 5-го поколения должен мочь совершать КРЕЙСЕРСКИЙ ПОЛЁТ со сверхзвуковой скоростью. Это, так сказать, классификационное требование, без этого его в «пятые» не суйся.
Истребители предыдущих поколений тоже, конечно, могут летать быстрее звука, но – на форсаже, расходуя много дополнительного топлива, то есть кратковременно. Исключение в прежних поколениях – МиГ-25 и МиГ-31, но у них нет других признаков, обязательных для 5-го поколения.
А крейсерский полёт – это когда на бесфорсажном режиме двигателей, то есть длительно.
Понимаете, какой пустячок пропустил автор закадрового текста? Из его слов следует, что всякие там МиГи-29, Су-27, а также «Иглы» с «Миражами» – дозвуковые самолёты.
Чтобы пропустить такой «пустячок», надо быть полным профаном в авиации. Само по себе это не беда, мало ли кто в чём профан; но не надо тогда готовить авиационный сюжет в амбициозную военную передачу!
***
Ещё не понравилось, что диктор говорил ПАК ФА, произнося ФА так, как произносится название ноты «фа». ПАК ФА – значит Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации. И, на мой вкус, произносить ФА как ноту неправильно. Всё равно что сказать сша, или фрг… или жкх… Понимаете, о чём я? Мы же говорим – Сэ Шэ А, Фэ Эр Гэ, или Эф Эр Гэ, или Жэ Кэ Ха.
Ну, ладно, это можно квалифицировать как вкусовщину. Хотя, по-моему, это традиции языка.
***
Вот ещё из того же сюжета – не знаю, как вам понравится.
Желая обострить ситуацию, в конце сюжета нам сообщают, что американцы уже изобрели истребитель 6-го поколения.
Вам не режет слух?
Изобрести можно зубную щётку с моторчиком :), какое-нибудь углеродное дутьё в ректификационную колонну, чтоб спирту больше выходило… Истребитель не изобретают, его разрабатывают, по нашим временам – в течение десятилетий. В нём сотни систем, в каждой из которых могут быть реализованы сотни изобретений.
Пустяк? Не знаю… С оторопью думаю: это какое же мироощущение должно быть у человека, чтобы так сказать: изобрели истребитель…
***
Сюжет про японскую и корейскую бронетехнику. Новый японский танк призван заменить устаревшую модель танка Тип 74
Это просто недостаточное чувство языка. Хотели сказать: заменить танки устаревшей модели – Тип 74. А получилось, что надо заменить одну из моделей танка Типа 74 – ту, которая устарела; а остальные можно пока оставить.
***
Вот тоже, я считаю, недостаток культуры.
Пушку для корейского танка взяли немецкую, фирмы «Рейнметалл». Диктор произносит: РэйнмЭтал, с ударением на втором слоге. Как «хэви метал». Видать, не знает, как оно по-немецки произносится. Впрочем, по-русски оно произносится так же, как по-немецки: с ударением на третьем слоге. Но уж по-русски-то ему западло произносить, он же профессионал!
***
Опять про корейский танк. У него снаряды сами ищут цель, пользуясь инфракрасными и радиационными датчиками
Думаю, большинство моих читателей знают разницу между радиацией и радиолокацией. А вот в «Военной тайне» не знают.
***
Вот обыкновенная словесная грязь. Корейский танк, перебираясь через реку, может погружаться на небывалую для танков глубину – 4 метра. И потом может открыть огонь, как только окажется на поверхности, без какой-либо переподготовки.
Эти ребята плохо представляют себе, когда применяется слово «подготовка», а когда – «переподготовка». Но «переподготовка» – длиннее, а значит, красивше.
***
А потом, в 16.15, я посмотрел на «Звезде» передачу «Без грифа «Секретно». Наследники «катюши». Рассказывали конкретно о системе «Смерч», а вообще о многом.
Ни одной ошибки – ни по технике, ни в языке. Всё точно, понятно, грамотно. Редактор – Елена Соловцова.
Если вы считаете, что данный текст или изображения нарушают ваши авторские и/или смежные права,
сообщите об этом администрации сайта через Гостевую книгу или на e-mail vemsev@gmail.com для принятия мер по устранению нарушения.
Вот читаю я Вас, Мастер, и плАчу... Горючими слезами... От зависти! У Вас хватает терпения и выдержки Прокопенко смотреть! Я на такое не способен, у меня быстро ржачЪ до слёз начинается, переключаюсь на другие каналы.
Человеку нужно иногда злиться. Кто-то смотрит боевики про всякую сволочь (я, в частности ), кто-то - репортажи о заседаниях Госдумы и т.д. Я вот ещё Прокопенку смотрю... компенсация не используемой в повседневной жизни агрессии.
Аааа, ну да, выплеск медленно накапливающейся агрессии! Полезная штука, как уверяют психологи. Просто малость удивляет выбор объекта Мне казалось, что Прокопенко способен вызвать в первую очередь здоровый хохот
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]