Ну вот, теперь, по-моему, настоящий кризис. Типа, шутки в сторону. Как вы понимаете, я имею в виду упавший малайзийский «боинг».
Я специально не читаю интернет, даже союзные сайты, как Takie.org. Только то, что успел услышать до 12 часов по радио. Один чёрт, в первые часы будут в основном эмоции, а новые факты появятся позже.
70-летие высадки союзных войск в Нормандии – безусловно, достойная и значимая дата. То, о чм мне хотелось сказать по темам, непосредственно к ней относящимся – собственно Второй фронт и ленд-лиз, – я сказал в публикациях 6 и 7 июня. А теперь мне хочется сказать пару слов о грустном – о современности.
3 июня Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен сказал, что ни одна страна блока не признает выборы в Сирии. «Сирийские президентские выборы – это фарс. Они не соответствуют международным стандартам свободных, честных и справедливых выборов. Я уверен, что ни один союзник не признает результаты этих так называемых выборов». (http://ria.ru/world/20140603/1010479369.html#ixzz33gbXrdNF)
С другой стороны, все европейские организации, какие на слуху и не очень, признали внеочередные выборы в Украине честными, открытыми и демократичными. Глава Совета Европы Херман ван Ромпей: «Мы приветствуем проведение в воскресенье выборов, прошедших в достойных условиях, принимая во внимание сложившиеся обстоятельства… Явка была хорошая, а результаты были очевидными».
(http://ipress.ua/ru/news/evrosoyuz_edynoglasno_pryznal_vibori_v_ukrayne_66845.html)
И кто-то будет ставить мне Европу в пример объективности, порядочности, в конце концов, морали?
Украинская тема… Много раз возникал импульс – написать что-то; ходил, думал, складывал абзацы в голове. И – отступался. Вы знаете, я не занимаюсь описанием событий: я сам их в интернете читаю да по ТВ смотрю. Я всегда – вокруг, размышления по поводу…
А что сейчас размышлять? Попали мы с Юго-востоком почище, чем с Крымом. Я имею в виду тот аспект, который наиболее полно проговорил ещё в марте, в заметке «Любить нас всё равно не будут». Теперь, пожалуй, хуже: тогда всё было быстро, и референдум крымский, думаю я, в глубине души никто под сомнение не ставит, даже Эштон с Псакой. Впрочем, последняя вряд ли вообще имеет какие-то свои мысли.
Даже киевские заправилы, по сути дела, проговорились.
Британский колумнист и блогер Нил Кларк попытался представить мир, в котором Россия вела бы себя, как Соединённые Штаты, мир, в котором РФ и США поменялись бы местами.
Каждый абзац статьи Нила Кларка для Russia Today начинается со слов «Только представьте». В статье журналист перевернул мир с ног на голову, и вот что получилось:
Здесь будет тезисное рассуждение о событиях, идущих на Украине, России и в Европе в последнюю неделю. В этом тексте не стоит от нас ждать ни охранительских восторгов, ни либеральной печали. Политика, тем более большая – штука скучная и циничная.
Удивил Чуркин: сказал, что знаменитая сцена с Самантой Пауэр имеет совсем не ту «звуковую дорожку», которую нам объявляют наши СМИ. Дескать, говорили о чём-то пустяковом, настолько, что и не помню, о чём.
Я даже на минуту засомневался – известно же, сколько всяких фальшивок ходит по интернету в рамках украинской темы. В том числе, чего уж там, и с российской стороны; могли и это сфабриковать. Но потом решил, что Чуркин просто предпочитает не играть на этом случае – слишком грубо, вульгарно для крупного дипломата.
А может быть, это своего рода извинение, такая компенсация: ведь Чуркин в этом плане и сам не ангел.
Не любим мы шовинизма. Некрасиво это, не согласуется с ценностями. Отсюда практический вывод: шовинизм – отличное клеймо. Назовите любое отстаивание своих политических решений шовинизмом, и уже не надо разбираться в сути. Негодование широких масс прогрессивной общественности обеспечено.
Понятно, что «шовинизм» мгновенно всплыл в риторике наших политических противников в связи с вхождением Крыма в состав РФ. Но, граждане, как тогда назвать эмоциональный взрыв госпожи Пауэр?
CША могут как ввести новые санкции в отношении России, так и смягчить существующие, сообщил госсекретарь Джон Керри. Это зависит от того, выполнят ли протестующие на востоке Украины пункты документа, принятого в четверг на четырёхсторонней встрече.
«Я дал понять министру Лаврову, что если мы не увидим немедленного прогресса, не увидим выполнения достигнутых договоренностей, у нас не останется выбора, кроме как ввести дополнительные санкции против России», – приводит слова Керри РИА Новости.
Что-то расхотелось писать про Украину. Устал, что ли? Ведь я не только здесь выступаю, а кое-где ещё и спорю, например, в фейсбуке: длинными комментариями, длинными личными сообщениями…
И, в общем-то, острота дискуссий прошла. То есть острота осталась, – интерес поуменьшился. Ибо определилась раскладка мнений; исключая крайности, сложились две позиции.
Парламентская ассамблея ПАСЕ лишила Россию права голоса. Меня это не удивляет. Меня это даже не расстраивает. Во-первых, потому, что понятно: такого рода меры должны являться на свет, именно из-за их безвредности. Если ООН стала бессильной говорильней, то что уж говорить про ПАСЕ и тому подобное.
Во-вторых и в-главных, потому что я увидел, что за организация и что там за люди. И вот это – люди, как бы политическая верхушка современной Европы – вот это меня расстроило. Даже разозлило.
Оказывается, у Украины нет границы! Нет государственной границы, зафиксированной по международным правилам. Я понимаю, что это скорее казус, чем основание для чего-то серьёзного; но – чем чёрт не шутит? Если когда-нибудь дело дойдёт до серьёзного международного юридического разбирательства…
Долго думал, как назвать этот текст. Он кусочный, куски – о разном. Что объединяет?
Трудно… Здесь – про демагогию. Или лукавство, корыстное такое лукавство. Про нечестность и предвзятость. Про слабость и провокацию.
Пришлось назвать неконкретно… Конечно, здесь не всё, что мне «у них» не нравится.
***
Позавчера была у нас одна знакомая, она из Приднестровья. Здесь работает уже долгие годы – ситуация обычная. Женщина в расстройстве: хотела ехать на пасху на родину, у неё там всё – родственники, отеческие могилы, дочка месяц назад родила. Всё в Приднестровье; а ехать боится.
Рассказывает обычную историю – интересно не содержание, а то, что я её не в интернете прочитал, а услышал от живого человека. Содержание-то простое.
Ситуация с Крымом, я думаю, относительно устаканилась. Теперь центр событий, которые могут потребовать от России столь же миропотрясательных решений, как крымское, переместился в юго-восточные области. Надеюсь, однако, что грядущие события там не поставят нас перед таким же безальтернативным выбором. Надеюсь, что Майдан и Крым наконец заставили наше руководство заняться а) осознанием своих целей и возможностей, выработкой плана и б) целенаправленным работой, скажем так, с участниками событий.
Потому что, повторяю, я уверен, что киевский переворот был для Кремля полностью неожиданным. Как, впрочем, и для Запада – во всяком случае, в части наступивших последствий.
Как бы тот ни было, подтверждаю прежнее своё мнение: реакция на крымские события, несмотря на молниеносный темп их развития и поистине всепланетное значение, была принципиально правильной.
Это не значит, что у меня нет претензий по некоторым направлениям.
Кто же они, украинские ультранационалисты – организованная вооружённая сила, верховодящая на Украине, или ничтожная, безопасная кучка маргиналов?
Последнюю точку зрения изложил наш пользователь Роман в большом комментарии к предыдущей статье. Я решил ответить отдельной публикацией – слишком много для комментария придётся сказать.
Начинаю с частности, но постепенно прорисуется и общая картина.
Не думаю, что ему все поверили. И это обоснованно.
Во-первых, он не везде был кристально честен. Я не говорю, что точно знаю, где он врал или лукавил. Я говорю, что политик в таких ситуациях не может не лукавить хотя бы в чём-то. Никакой политик. Самый что ни на есть демократ и либерал – не может. Поэтому Андрей Дмитрич Сахаров не мог быть политиком. А если бы смог, то тоже лукавил бы.
Во-вторых, даже под честно сказанным нельзя ставить бессрочную гарантию. Только идиот не предпринимает действий, к которым его принуждает внешняя среда. Я сказал «принуждает», потому что отказаться от желаемого, когда среда сама предлагает его тебе, – это честный неидиот сделать может. А не предпринимать вынужденных действий не должен даже честный неидиот. Иначе погибнет. И те, за кого он в ответе, тоже погибнут.
Это образы; но вы же понимаете, что я хочу сказать.
Короче. Я думаю, что Путин в очень большой мере верил в том, что говорил. Один аспект меня смущает, один вектор: речи об исторической справедливости.
В отечественном массовом гипер-либерализме присутствует немалый элемент зомбированности.
Вот к какому неполиткорректному выводу я пришёл. Точнее, ясно осознал, потому что получил очень уж хороший пример.
Вы, надеюсь, понимаете, почему я так начал. Кто читает меня давно, знает, что я стремлюсь избегать резких, однозначных толкований событий социальной сферы. Такие оценки не соответствуют опыту, извлечённому из прожитых лет. Обычно они обусловлены эмоцией столь мощной, что она исключает всякие попытки сколько-нибудь многофакторного анализа – а явления общественной жизни всегда многофакторны.
Поэтому я не люблю говорить о зомбированности вообще – слишком уж эмоциональный термин. Поэтому же написал здесь «элемент зомбированности» – из опасения перебрать с категоричностью.
События на Украине развиваются такими темпами, что голова идёт кругом. Сегодня Верховный совет Крыма постановил: войти в состав Российской Федерации на правах субъекта РФ.
При всей моей убеждённости, что исторически Крым – российская земля, мне это не нравится.
Хочу ещё раз обратить внимание на один аспект сегодняшних событий на Украине. Аспект важный, печальный и долгодействующий.
По-прежнему считаю, что мы не могли не сделать того, что сделали. В конце концов, почему то, что считалось доблестью и благородством во времена графа Орлова и генерала Скобелева, сейчас поменяло знак на противоположный?
Да ладно прошлое, XVII и XIX век. Совсем недавно, 2008 год – французские войска в Чаде. Столица взята повстанцами, президент блокирован во дворце, полуторатысячная французская войсковая группировка ничего сделать не может…