Оказывается, вчера был знаменательный день: 100 лет со дня первого полёта «Русского витязя».
«Русский витязь», называвшийся также «Гранд» и «Большой Балтийский», стал самым большим и тяжёлым самолётом в мире, открыв эру тяжёлого многомоторного самолётостроения. А его конструктор, Игорь Иванович Сикорский, спустя почти 30 лет стал самым успешным в мире вертолётостроителем, открыв эру практического вертолётостроения.
Следующей машиной Сикорского стал знаменитый «Илья Муромец», который уже строился серийно. Но были и предыдущие, и тоже вполне успешные.
Часть 1: Бомбардировщик – дорога от тяжёлого к стратегическому Часть 2: Успех 1-го поколения «стратегов» и неуспех 2-го и 3-го Часть 3: Рождение многорежимного Часть 4: В-1В – многорежимный, но не очень стратегический… Часть 5: Наш многорежимный ответ - Ту-160 Часть 6.1: Разорительный невидимка – В-2
Проблемой «Спирита» уже с конца 1980-х годов стали неясности с его применением. Точнее, сначала смены довольно значимых положений концепции, а потом и вовсе растерянность…
Часть 1: Бомбардировщик – дорога от тяжёлого к стратегическому Часть 2: Успех 1-го поколения «стратегов» и неуспех 2-го и 3-го Часть 3: Рождение многорежимного Часть 4: В-1В – многорежимный, но не очень стратегический… Часть 5: наш многорежимный ответ - Ту-160
Итак, сегодня у нас последняя позиция ретроспективного обзора – невидимка Нортроп В-2 «Спирит». Единственный актуальный стратегический представитель 5-го поколения бомбардировщиков. Впрочем, скорее, единственный «строевой» представитель 5-го поколения бомбардировщиков вообще – ведь «Найтхоуки» F-117 уже 5 лет дремлют на хранении на испытательном аэродроме Тонопа, штат Невада; а F-35, хоть и предназначается для ударов по наземным целям, всё же пока к бомбардировщикам не отнесён.
Часть 1: Бомбардировщик – дорога от тяжёлого к стратегическому Часть 2: Успех 1-го поколения «стратегов» и неуспех 2-го и 3-го Часть 3: Рождение многорежимного Часть 4: В-1В – многорежимный, но не очень стратегический…
Опять у меня зигзаг, вызванный ощущением типа «ой, что же это я!».
Что же это я собрался рассказывать о «невидимке» 5-го поколения В-2, не вспомнив про Ту-160! Наш ответ «Лансеру»!
Часть 1: Бомбардировщик – дорога от тяжёлого к стратегическому Часть 2: Успех 1-го поколения «стратегов» и неуспех 2-го и 3-го Часть 3: Рождение многорежимного
Мы остановились на начальном периоде эпохи бомбардировщиков 4-го поколения. 1-е было «простодушным»: большие реактивные машины, способные донести солидный груз, состоящий из ядерных/термоядерных бомб на межконтинентальное расстояние.
2-е поколение, характерное «просто» сверхзвуковой скоростью, не дало примеров серийных межконтинентальных бомбардировщиков.
3-е, фактически представленное одною лишь «Валькирией», воплощало идею превосходства над истребителями по скорости и высотности. Оно не встало в строй по причине опровержения идеи, в основном фактом появления дальних зенитных ракет.
Наконец, доминантой 4-го поколения стало преодоление ракетно-самолётной ПВО при помощи быстрого полёта на очень-очень малой высоте; как альтернатива для слабой ПВО – на большой высоте на приличном сверхзвуке.
Первым серийным межконтинентальным воплощением этой доминанты стал американский В-1А, которым мы закончили предыдущую статью. Причём закончили закрытием программы В-1.
Это – в прошлом году, на 100-летии Российской авиации. Кстати, не сильно-то и перегружен…
25 апреля 1996 г. лётчик-испытатель ОКБ им. А.С. Яковлева Андрей Синицын с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском поднял в первый полёт машину, называвшуюся Як-130Д. Это был не совсем тот УТС-Як, с которым фирма выступала на конкурсе; но и не тот Як-130, на котором сегодня летают курсанты в Борисоглебске.
Это, типа, парадное начало второй половины статьи – она разделена между двумя номерами «Техники – молодёжи», и вот это начало второй половины. А здешним читателям надо начинать со здешней первой части.
Третья часть статьи про Як-130 – последняя из написанного на настоящий момент. Здесь – о его старших современниках, с которыми его будут сравнивать и которых он, даст бог, кое-где потеснит на мировых рынках вооружения.
Продолжаем эпическое повествование про слава-богу-строящийся-серийно учебно-боевой самолёт Як-130. Честное слово, рад за яковлевское КБ: хорошим был человеком Александр Сергеевич или плохим, но самолёты-то он порой делал хорошие, а порой даже замечательные. Вспомните хотя бы Як-40. Или «вертикальный» сверхзвуковой Як-141, подобного которому лет пятнадцать никто не мог создать. А то и двадцать.
О чём я вас слёзно прошу – прочтите сначала часть 1!
Как раз в те мартовские дни, когда готовилась эта статья, курсанты Борисоглебского учебного авиационного центра должны начали полёты на Як-130. Осенью прошлого года они проходили теоретическую и тренажёрную подготовку, а на новых самолётах летали инструкторы; их и фотографировал наш корреспондент Сергей АЛЕКСАНДРОВ.
Як-130 – машина новейшая и, судя по всему, имеющая прекрасные перспективы. А ведь её могло бы вообще не быть… Давайте «отмотаем плёнку» на двадцать с лишком лет назад
Часть 1: Бомбардировщик – дорога от тяжёлого к стратегическому Часть 2: Успех 1-го поколения «стратегов» и неуспех 2-го и 3-го
Коротко.
Стратегические бомбардировщики 1-го поколения продолжили линию, начатую ещё четырёхмоторным «Ильёй Муромцем» Сикорского, трёхмоторным VGO графа Цеппелина и «подкорректированную» «Летающими крепостями», Пе-8 и др. Линия эта – дальность, высотность и грузоподъёмность по максимуму, скорость по возможности. С появлением атомной бомбы у наращивания грузоподъёмности появился разумный предел; а достижение межконтинентальной досягаемости естественным образом закрыло вопрос дальности.
Во 2-м поколении попытались, вслед за истребителями, перейти за скорость звука; перешли, запустили в серию несколько типов, но – ни одного межконтинентального. В 3-м захотели сделать межконтинентальный бомбардировщик быстроходнее и высотнее любого истребителя, смогли достичь этого в опытном образце, но тем дело и кончилось: такой самолёт сочли ненужным.
Потому что представления об эффективном носителе изменились.
На фото – «матчасть» Стратегического авиационного командования ВВС США где-то во второй половине 1950-х годов: впереди Боинг В-47 «Стратоджет», за ним – Боинг В-52 «Стратофортресс» и сзади – Конвэр В-36 «Конкуэрор», или «Писмэйкер», как вам больше нравится.
В первой части мы остановились на том очевидном факте, что с появлением атомной бомбы тяжёлый дальний бомбардировщик стал по-настоящему стратегическим.
В первой части у нас с вами поместились бомбардировщики поколений «0», «1» и «2» – вплоть до ранних сверхзвуковых машин этого класса. Во второй части мы осмотрели малонаселённое 3-е поколение – поколение «трёхмаховиков» – и почти покончили с 4-м поколением, к которому относится большинство современных бомбардировщиков. Завершить обзор нам помешала одна машина, настолько своеобразная и малоизвестная, что мне захотелось рассказать о ней подробнее. С неё и начнём.
В первой части мы «освоили» три поколения реактивных бомбардировщиков. Осталось, не удивляйтесь, ещё три, причём последнее не гипотетическое, а реально созданное. Другое дело, что вы можете вообще не согласиться с классификацией.
Поколений осталось столько же, сколько мы «прошли», а вот машин – гораздо меньше. Известный эффект: самолёты дорожают так быстро, как, наверное, не дорожает ни один другой класс вооружений. В оставшихся поколениях экземпляров столь мало, что придётся нам включать в обзор и несерийные машины – лишь бы были построены и летали.
Обращали внимание – о поколениях говорят только в отношении истребителей. Во всяком случае, поколения истребителей у всех на слуху, а вот с бомбардировщиками…
Почему бы это? Неужели бомберы не делятся на поколения?
Делятся. Причём, на мой взгляд, значительно обоснованнее, очевиднее, чем истребители.
До чего же амбициозное получилось название! Посмотрим, что из этого получится…
***
Кто интересуется, обратил внимание на недавнюю информацию в СМИ. Сообщается, что командование ВВС РФ утвердило предэскизный проект дальнего бомбардировщика 5-го поколения (почему 5-го? отдельный вопрос). Перспективный самолёт для Дальней авиации, который должен сменить Ту-95 и Ту-160.
Сообщается, что в том проекте – ДОЗВУКОВОЙ самолёт СТЕЛС. А не гиперзвуковой полукосмический бомбардировщик, о котором недавно говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин применительно к той же замене для Ту-95 и Ту-160.
А действительно, каким бы ему следовало быть, стратегическому бомберу середины XXI века? И – да простится мне эта дерзость! – следует ли ему вообще быть?
Собрался я писать некую статью, не для блога, для одного журнала. Стал поднимать старую периодику и нашёл текст, которым хочу поделиться с вами. Это статья генерал-лейтенанта Дж. Стюарта, начальника управления авиационных систем командования разработки систем вооружения ВВС США. Называется она:
Значение и развитие стратегических ударных сил США
Напечатана в журнале «Зарубежное военное обозрение», 1973 г., №3, с.с. 45–51, представляет собой сокращённый перевод из американского журнала Astronautics & Aeronautics, июнь 1972 г., с.с. 22–29.
Генерал обсуждает «идеальные стратегические ударные силы».
27 февраля 1965 года с аэродрома Киевского авиазавода взлетел Ан-22, многозначительно названный «Антеем». Вот что такое металлическое самолётостроение: прошло 48 лет – почти полвека, – а некоторые из этих машин до сих пор в строю. Одна даже прилетела на МАКС-2009, где я её и фотографировал.
Конечно, в 1913 году этот «Депердюссен» выглядел невероятно красивым. И, надо сказать, летал невероятно быстро
На написание этой заметки меня подвигло знаменитое утверждение о том, что, мол, хорошо летает только красивый самолёт. Или – красивый самолёт хорошо летает, это всё равно.
Я утверждаю, что афоризм сей устарел. Чтобы не было разночтений: что сегодня он неверен.
И подтверждаю своё утверждение тремя рассуждениями.