Каюсь, краснею и прошу прощения. Заигрался. Писал-писал предыдущий пост, подводил к причине, по которой «обломались» 36 «Томагавков», да так её и не назвал. О чём меня вежливо известил мой самый постоянный читатель Оператор1. Этому нет извинения, но есть объяснение ))
Напал вчера на видео – незнакомый мне эксперт на канале «Новости 24» толкует тему удара «Томагавков» по Шайрату. Видео озаглавлено как-то вроде «С-400 сбил 36 «Томагавков», но это, как обычно, для красного словца: к чести эксперта, он не утверждает, что «Томагавки» сбиты этим нашим ЗРК. Но к его не-чести, он дважды не намекает, а просто-таки тычет в глаза: комплекс может сбить 36 целей – до цели не долетело 36 «Томагавков».
Это, конечно, выглядит эффектно. Но, по-моему, это пустышка.
Всё-таки я напишу к Дню космонавтики. Хоть к полуночи успею, но напишу.
Получил сегодня письмо от человека, который когда-то написал статью в «Технику – молодёжи», а я редактировал. Всего-то было сегодня поздравлений – две смски от бывших соратников по КБ и это письмо… Никто уже не воспринимает День космонавтики как праздник. 23 февраля ещё поздравляют – ощущают как праздник и поздравляют «причастных». А День космонавтики уже, видать, не ощущают.
Тот человек тоже готовил полёт «Бурана». На нём, на «Буране», мы и задружились – по переписке, конечно.
Предыдущая часть закончилась на том, что автор описал полёт двух непонятно откуда взявшихся, непонятно куда летевших ракет, пуск которых в Средиземном море, недалеко от Бенгази, был 03 сентября 2013 года засечён нашей системой предупреждения о ракетном нападении. Как я понимаю, тип этих ракет также не был установлен, но летели они по баллистической траектории. Не «крылатой», а баллистической. И вот теперь автор закономерно переходит к американским подводным лодкам.
На фото – ракетные шахты ПЛАРБ типа «Огайо». Эти – для «родных» баллистических «Трайдентов», а на следующем фото – такие же шахты, на лодке того же типа, но уже переоборудованные для крылатых «Томагавков».
Я «прервал» автора сразу после изящного утверждения, что на сарае может быть написано всё, что угодно, а на самом деле там хранится совсем иное. И теперь он начинает объяснять, какие дополнительные, по сравнению с декларируемыми для камуфляжа, возможности, имеют вооружения, используемые американцами в системе ПРО.
На фото – зенитный ракетный комплекс «Тартар» на одном из эсминцев типа «Чарльз Ф. Адамс»; этот тип были, фактически, первым серийным носителем данного комплекса.
Мы как-то привыкли за последнее время говорить о гибридной войне, о холодной войне (то ли она сейчас идёт, то ли только может начаться). Говорим об обычной войне, причём почти исключительно в том смысле, что её быть не может – одни говорят, потому, что у НАТО кишка тонка с нами воевать, другие во главу угла ставят наличие у нас ядерного оружия.
И как-то совсем не говорим мы об атомной войне. Ну, а чего о ней говорить? Дураков нет, никто не захочет всеобщей гарантированной гибели.
И забываем мы, что с течением времени, с развитием технических средств и она, атомная война, может приобрести совсем другое содержание, стать совсем не такой, какую мы привыкли держать в уме в виде всеобщего апокалипсиса.
А автор статьи, которую я хочу вам предложить, – он не забыл.
До блога я стал добираться совсем редко, но мысли-то появляются. Не могу сказать, что какие-то интеллектуальные прорывы, гениальные озарения и т.п. Нет, всё это так или иначе где-то читано, видено, в частичном или, реже, сравнительно полном виде. Но одно дело, когда кто-то говорит, а ты слушаешь вполуха, а другое – когда некое представление приобретает форму в собственной голове.
Я сейчас говорю о новой нормальности. Но не в том смысле, в каком возникло недавно это понятие.
Фильм мне понравился. Вообще-то я вредный, ворчливый, но тут ворчать не хотелось. Первые минуты смотрел с некоторым скепсисом – уж больно велик был бык, на которого шла охота в первом эпизоде фильма. А потом, когда показали Киев – высокий холм, наверху – маленькая крепость, понизу, у основания, ещё одна стена, под ней, уже на самом берегу – многочисленные постройки, мостки, лодки… Когда показали всё это, а потом ещё капище с лаконично-зловещими идолами, – тут я решил: очень красивый фильм. И менять это решение мне не пришлось.
Герой фильма – князь Владимир. Я историк никакой, и читать тут вам лекцию не имею права и не собираюсь. Однако спрошу: все хорошо понимают, о каком Владимире идёт речь? Ведь великих Владимиров среди Рюриковичей было два, и оба – в начальный период династии…
Ну, и как вам заканчивающийся год? Мне он кажется более ярким, чем предыдущий. 2015-й тоже был очень богат, как бы это сказать, на сильные впечатления. Пожалуй, из того, что мною пережито, я могу 2015 год сравнить с годами из первой половины 90-х – не по содержательной части впечатлений, а именно по их силе. По новизне и глубине оставленного следа.
Но 2016-й – это совсем особое дело. Это не год, это концерт какой-то!
Внезапное охлаждение отношений с Западом заставило российскую элиту, да и не только её, вновь обратить взгляды на восток, в сторону Китая. Возможна ли дружба с Пекином? Насколько совпадают или не совпадают наши геополитические интересы и культурные коды?
Об этом можно написать книги. Я прожил и проработал в Китае много лет и хотел бы затронуть такое неоднозначное понятие, как китайский менталитет. У китайцев много положительных черт, и мы хорошо о них знаем. Трудолюбие, неагрессивность, практичность и усидчивость – это то, чего недостаёт многим русским или европейцам. Но, рискуя вызвать упрёки в неполиткорректности, я решил сосредоточиться на непривлекательных чертах китайского характера, которые раздражают иностранцев.
В 1885 году… обстановка на Тихом океане снова обострилась. Англия, недовольная возрастание влияния России в Китае и Японии, развернула антирусскую кампанию. За кораблями Тихоокеанской эскадры в самой откровенной форме была организована слежка. Когда отряд контр-адмирала А.Е. Кроуна в составе крейсера «Владимир Мономах», клиперов «Опричник» и «Разбойник» зашёл в Иокогаму, местная английская колония всполошилась, уверенная, что русские откроют огонь по кварталам, где живут европейцы.
Год назад всё было более или менее понятно: путинский режим изолирован, экономика России разорвана в клочья. Цель не то чтобы достижимая, но умопостижимая: сделать всем внутри России так плохо, чтобы кто-нибудь – или народ, или олигархи, или «либеральный блок» в руководстве страны, – кто-нибудь свалил Путина. Собственно, это же не скрывалось, так?
А по-моему – да пусть они возьмут Мосул! Пусть даже не возьмут, а только, как говорят у нас на так-шоу, имитируют взятие. Будет у них «блистательная победа» – может, успокоятся? Докажут миру, что они всё те же суперкрутышки, и отстанут от нас со своими глупостями?
Хотел начать так: «Во что превращаются Соединённые Штаты!?». Понял – нет, неправильно. Не знаю я, во что они превращаются. Потому прежде всего, что не знаю, чем они являются. Я ведь смотрю на то, что мне интересно, а интересна мне внешняя политика. Внутри-то себя, я думаю, в Штатах всё нормально. Даже уверен, что очень неплохо, с их точки зрения, раз могут потреблять гораздо больше, чем производят. Знаменитые цифры 40/20% не привожу, так как не уверен в их корректности.
Так вот, внутри Штатов, должно быть, всё нормально. Но как они выглядят снаружи!
По-моему, такого ещё не было. Причём не такого ужаса, а такого, прости Господи, позора!
Помните ли вы анекдоты про Василия Ивановича? Конкретно – помните ли анекдот про квадратный трёхчлен? Василий Иванович жалуется, как его завалили на экзаменах в академию. Говорит: кал сдал, мочу сдал, на математике засыпался. Он, говорит, меня спрашивает: что такое квадратный трёхчлен? А я и представить себе такую гадость не могу!
Большинство, конечно, знает анекдот. Но уж простите – кто-то же может и не знать. А вспомнил я про это трёхчлен, когда услышал вот это:
14.07.14, после 11 час, «Эхо Москвы», «Эхономика»:
Политика сегодняшнего дня – очень сильный возбудитель, особенно если в ней происходят такие бурные события, какие мы наблюдаем в последнее время. Это естественно: обещанное на завтра наводнение несёт непосредственную опасность, и надо думать о ней и готовиться к ней, а не тратить часы и дни на обсуждение, скажем, глобального потепления или возможности катастрофического взрыва вулкана Йеллоустоун.
Но и забывать о таких вещах нельзя. И не только о природных катаклизмах, включая антропогенные, но и о фундаментальных – и вовсе не обязательно благоприятных – изменениях, которые грозят человечеству как социальной системе.
Хочу сказать пару слов о китайском саммите «большой двадцатки». О простом выводе, к которому она очевидно приводит.
Что-то потянуло меня на политику в последнее время. Не думаю, что это продлится долго. Надеюсь, что не продлится. Вспоминаются потихонечку другие темы. Честно говоря, про «Армату» продолжать не хочется. Но формируется желание написать по ещё более старому вопросу.
За последние дни, даже, скорее, недели, увидел я две новости, которые меня порадовали. Я говорю не о разных пустяках, типа того, что мне в начале следующего года вроде бы выплатят 5 тыс. взамен отменённых в этом году компенсаций пенсии. Приятно, конечно, но – именно что пустяк. А я говорю про новости системные. Которые почему-то не получили, что называется, «широкой прессы». А они, по-моему, капитальны и важны на перспективу.
Вот теперь я хочу жить долго. Я хочу увидеть, как заработает реакция. Как маятник пойдёт в обратную сторону. Как он начнёт на обратном ходе размазывать их хари. Или по-другому: что начнётся, когда станет распрямляться сжимаемая сейчас пружина.
Хочу увидеть, какой из двух вариантов будет реализован.